“Там полчище мельниц”
Хлеб для Костанайской области – продукт особый. Он прославил край далеко за его пределами. Ведь Костанай издавна считался городом мельниц, и даже на гербе областного центра есть ее изображение.
Уже более 130 лет костанайские мукомолы гордятся своим продуктом. Специалисты архива и областного музея утверждают, что Костанай всегда славился своими мельницами, а некоторые из них обеспечивали мукой многие регионы России. Мукомолье являлось выгодным видом промыслов, и разбогатевшая часть земледельцев интенсивно занималась строительством ветряных мельниц.
– Так, к исходу 90-х годов XIX века за городом, к югу и северу от него, насчитывалось до 100 мельниц с суточной производительностью от 100 до 200 пудов муки, – рассказала “КАРАВАНУ” архивист Государственного архива Костанайской области Анна КАРПУХИНА. – В подробном описании Кустаная, оставленном Дедловым, посетившим город в начале 90-х годов XIX столетия, обилие мельниц поразило автора: “…И страшный же это город, Кустанай! Целые недели по степи носятся бураны и затемняют солнце пылью. Выйдешь за город – там голая степь и несметное полчище ветряных мельниц, которые машут на вас своими крыльями, точно не пускают в степь и гонят назад, в город”.
Архивные данные гласят, что на 1902 год в городе насчитывалось 132 ветряные мельницы, из них 38 были в самом городе, где трудились 46 рабочих, и 94 – в уезде, со 100 трудягами. Было 10 водяных мельниц и 3 паровые, а также 5 конных.
– В 1921 году во время приближающегося срока сева полей Кустанайское уездное продовольственное совещание издало приказ об открытии мельниц в Кустанайском уезде – “для размола зерна всему населению, по 20 фунтов на душу в месяц, на срок 2 месяца”, – добавила архивист. – “И рабочему скоту размол отхода от разных зерновых продуктов по 1 пуду 20 фунтов в месяц на голову на тот же срок”. В документе был прописан и гарнцевый сбор, который предлагали взимать в прежнем порядке, 4 фунта с пуда. Весь сбор от помола, являющийся государственным фондом, по накоплению не более 50 пудов на каждой мельнице подлежал немедленному вывозу на государственный ссыпной пункт.
Из города мельниц – в город, не помнящий историю
Шло время, развивался мельничный бизнес. Старые постройки сменялись более современными. Но до 2020 года в Костанае можно было увидеть сохранившуюся мельницу, одну из мощнейших в XIX веке.
– Из всех зданий когда-то работавших мельниц в Костанае имелось лишь краснокирпичное здание в сибирском стиле – мельница купца Оразаева по ул. Набережной, 49, – отметила специалист архива. – Построить ее было делом непростым: обычных ветряных мельниц в городе было больше 100, а паровых – только 5. В здании мельницы из жженого кирпича было оборудование, имевшее двигатели внутреннего сгорания, зерноочистительные сепараторы и жернова, изготовленные из местного, очень качественного гранита. А для отбойного отделения потребовалось возводить каменное здание не менее чем в 5 этажей.
По сведениям, которые сумели собрать сотрудники областного историко-краеведческого музея, в 1914 года мельница стала работать круглосуточно и в годы Первой мировой войны снабжала продукцией Сибирь, Курган и почти все центральные губернии России. Еще несколько лет она действовала после установления Советской власти. Но затем в этом здании оборудовали инфекционную больницу, а в начале 1930 годов его передали НКВД.
– В декабре 1941 года в помещении размещался эвакуированный из Симферополя кожевенно-обувной комбинат им. Дзержинского, – пояснили в музее. – После Великой Отечественной войны обувная фабрика осталась в Кустанае, на ее базе позже организовали АО “Алпамыс”. Бывшее мельничное здание осталось на балансе обувной фабрики. Но уже в 2000-х годах оно было в аварийном состоянии, и его законсервировали.
Когда мельница считалась памятником архитектуры, ее сохранение было большой ответственностью для предприятия. Как поясняли в областном управлении культуры, балансодержатель еще тогда заявлял, что не может просто отремонтировать памятник архитектуры. Для этого нужна была организация с лицензией на осуществление научно-проектировочных или научно-реставрационных работ. Таких компаний в области не имелось. Здание мельницы ветшало, в итоге его признали аварийным. И уже в 2008 году руководство обувной фабрики подало заявление о том, чтобы мельницу вывели из реестра памятников. И комиссия лишила здания статуса. А в конце 2019 года обанкротившуюся обувную фабрику продали с торгов. Новый владелец быстро решил судьбу строений: первой под снос пошла уникальная мельница, которая в свои годы входила в пятерку самых современных дореволюционных мукомольных комплексов. Здание кануло в Лету.
Не хочется верить в плохое, но статистика – вещь упрямая, и она говорит, что с каждым годом в регионе мельниц становится всё меньше. В первую очередь закрываются мелкие предприятия. Не дошло бы до того, что вместе с мельницей купца Оразаева канет в Лету и местное мукомолье.
КОСТАНАЙ