По нашим сведениям, в настоящее время разрабатывается законодательное обоснование этого предложения. И, возможно, в рамках принятия пакета других законодательных актов будет проводиться финансовое расследование по принципу: “follow the money”. Понятно, что дальнейшая борьба с коррупционными проявлениями в казахстанском обществе необходима. Однако меня насторожила сама формулировка: “Введение уголовной ответственности за обещание и предложение взятки и усиление ответственности юридических лиц за коррупционные деяния”.
Но пока оставим юридических лиц в покое и вспомним, что в УК РК уже имеется статья за дачу взятки. Кому непонятно, как это работает, то вот вам пример. В октябре 2021 года Tengrinews.kz со ссылкой на “Мой ГОРОД” сообщил, как в селе Дарьинск Западно-Казахстанской области подозреваемый пытался вручить взятку начальнику следственного отдела Приурального ОП за то, чтобы тот не привлекал его к уголовной ответственности. По словам официального представителя департамента полиции ЗКО Болатбека НУРГОЖИНА, “данный эпизод был зафиксирован камерами видеонаблюдения, установленными во всех кабинетах сотрудников полиции. Начальник следственного отдела тут же написал рапорт о произошедшем, взяткодателя задержали и инициировали в отношении него досудебное расследование по статье 367 УК РК “Дача взятки”.
Но вот как именно соответствующие органы намереваются привлекать граждан к уголовной ответственности не за дачу взятки, а лишь за ее предложение? Неужели по одному лишь устному или письменному заявлению второго участника сего действа? Без свидетельских показаний?
Ведь вряд ли кто-нибудь перед тем, как обещать кому-то взятку, соберет для этого вокруг себя целую толпу?
И как, скажите пожалуйста, доказывать тогда потом сам факт сего правонарушения? Без обнаружения и изъятия в присутствии понятых переданных и загодя помеченных светящимся составом денежных купюр с красноречивой надписью “ВЗЯТКА”? Просто один честный государственный служащий пойдет куда положено и там кому следует сообщит о том, что такой-то нехороший человек накануне предлагал ему взятку за то-то и то-то, – и дело сделано?
Позволю себе немного пофантазировать и обрисовать пару-тройку возможных вариантов. А вдруг этот честный госслужащий сам изо всех сил вымогал у того нехорошего человека взятку, а тот ему попросту отказал? Или принес, но меньшую сумму? И тогда этот честный госслужащий пошел и в отместку накатал на несговорчивого гражданина заявление о предложении взятки?
А может, честный госслужащий захочет подсидеть своего шефа, но не придумает ничего лучшего, кроме как написать заявление?
Вроде “бастык предлагал мне взятку за то, чтобы я нарушил закон и изменил “моральному кодексу госслужащего” с пачкой презренных денежных купюр”.
Не будем забывать, что мотивом к написанию подобного заявления могут явиться обычная ревность или прочие тому подобные низменные мотивы. Кто может поручиться, что все эти сигналы “куда следует” о якобы предлагавшихся взятках будут истинной правдой?
Мне кажется, что, прежде чем вносить подобные поправки в статьи Уголовного кодекса, необходимо самым тщательнейшим образом оценить все связанные с этим нововведением риски. Иначе мы рискуем попросту захлебнуться в мутном потоке обвинений, источником которых, в подавляющем большинстве случаев, станут вульгарное сведение счетов и мелкая месть. А может, пойдем дальше и начнем сажать граждан за одни лишь мысли, которые, как известно, нематериальны. Но очень хочется надеяться, что до этого не дойдет.
Алматы
gubaydulin@caravan.kz