Киргизия в ЕАЭС: выгоды и риски для стран-союзников - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-2 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Киргизия в ЕАЭС: выгоды и риски для стран-союзников

Киргизия в ЕАЭС: выгоды и риски для стран-союзников

Совсем скоро наш ближайший сосед – Киргизия – станет еще ближе: в мае республика станет полноправным членом ЕАЭС. Какие выгоды от этого получат страны-союзники  и какие риски могут возникнуть? Эти  вопросы мы задали политологу из Киргизии Александру КНЯЗЕВУ.

  • 27 Февраля 2015
  • 3783
Фото - Caravan.kz

– Какие возможности открываются в связи с официальным вступлением в Евразийский экономический союз для Киргизии?

– Подписан пока лишь политический договор о присоединении республики к ЕАЭС, поэтому я бы не торопился говорить об этом, как о свершившемся факте. Сейчас продолжаются переговоры по согласованию ряда условий этого присоединения в сфере экономики. И в этом есть немало сложностей. Стратегически у Киргизии нет никаких альтернатив помимо такой интеграции. Но вызывает сомнения готовность республики выполнять условия Таможенного союза и ЕАЭС, в частности, по обустройству внешней границы, которая к тому же на тысячу с лишним километров не делимитирована и имеет более 60 спорных участков (с Таджикистаном и Узбекистаном). Южная граница Киргизии чрезвычайно криминализирована, и опасения российских и казахстанских экспертов по поводу, например увеличения наркотранзита, вполне обоснованны. Инвестиционная привлекательность и перспективы развития собственного производства сомнительны,  политическая нестабильность только дополняет слабости государственных структур. На ближнесрочную перспективу единственная значимая возможность, открывающаяся для Киргизии со вступлением  в ЕАЭС, – общий рынок труда и соответственно рост трудовой миграции в Россию и Казахстан.

– Членство Киргизии в ВТО и вхождение в Таможенный союз вызывают опасения у казахстанских производителей – например, по поводу серого реэкспорта китайских товаров.

– Опасения не случайны. Реэкспорт китайских товаров уже много лет был одной из основных отраслей киргизской экономики, занимая до трети трудоспособного населения и являясь источником доходов для значительной части бизнес- и политической элиты. При этом до 80–90 процентов этого реэкспорта осуществлялось именно по “серым схемам”. Сейчас казахстанская граница эти возможности сузила, но попытки сохранить хотя бы часть этого сегмента, безусловно, будут. Это будет и ущерб для казахстанских производителей и импортеров, и коррупционное давление на ваши контролирующие органы. К слову, никакой работы по пересмотру условий торговли с Китаем в рамках членства в ВТО с киргизской стороны не ведется, а сокращение китайского экспорта в последние год-полтора связано с переориентацией собственно китайских экспортеров и со снижением спроса в связи с ужесточением казахстанской границы. Еще есть  проблема контрабанды получаемых по льготным тарифам российских и казахстанских ГСМ в Таджикистан, Узбекистан и далее в Афганистан – это очень серьезный бизнес ряда киргизских политиков.