В интервью нашему изданию экс-председатель КНБ РК Нартай Дутбаев сказал, что он не причастен к убийству известного банкира Ержана ТАТИШЕВА и, мол, под давлением дал признательные показания на суде, чтобы спасти своих родственников от уголовного преследования. Вслед за ним осужденный “стекольный король”, криминальный авторитет Муратхан Токмади (он же Мурка) выступил с аналогичным заявлением, заверив общественность, что также непричастен к совершению убийства Татишева и все показания против себя якобы дал под давлением экс-главы спецслужб Карима Масимова. Насколько правдивы их заявления? Об этом и о многом другом мы поговорили с братом убитого банкира и известным предпринимателем Еркином Татишевым.
– Еркин, по-вашему, что стоит за громкими высказываниями Дутбаева и Токмади – обычный хайп? Или казахстанская Фемида не тех осудила и настоящий убийца ходит на свободе?
– Оба заявления ложные. И хотя Дутбаев – не основной заказчик организации убийства моего брата, он, тем не менее, является организатором этого злодеяния. Я это знаю по материалам дела, по свидетельским показаниям, по фактам. До убийства моего брата в декабре 2004 года, на Ержана несколько раз организовывали покушения с целью запугивания и вымогательства. Хотя потом мы поняли, что это была организация с покушением на убийство. Всё это совершалось бандой из 10 человек под руководством Габдуллы Сабралиева, действиями которой руководил Дутбаев. Конечно, теперь он будет всё отрицать. Но де-факто – эта банда всё равно находилась под контролем КНБ, в том числе под Дутбаевым.
В этом деле ключевую роль играл не Габдулла, организатором был некто Лев Нахманович. Если вы покопаетесь в его биографии, то он был очень близок с Дутбаевым не то со школьных, не то со студенческих лет. Теперь Дутбаев многое может рассказывать. Как можно верить людям, которых профессионально обучили врать? Тогда я лично участвовал в раскрытии этого дела, мы вместе с другим старшим братом, с группой сотрудников БТА и из РУБОПа сразу нашли одного из организаторов покушения – Льва Нахмановича. А затем по биллингу сотовой связи установили его личный контакт с Дутбаевым.
Всё это потом подтвердилось в ходе повторного уголовного расследования в 2007 году, когда председателем КНБ стал Амангельды Шабдарбаев. Там всплыли все факты, а именно: как Нахманович ездил к руководителю ДКНБ Алматы Нурбекову и по оперативной связи докладывал лично Дутбаеву обо всех обстоятельствах. Кстати, Нурбеков позже на суде подтвердил всё это в свидетельских показаниях. Один из подопечных Дутбаева – некто Раис Муратов организовал прикрытие этого преступления и был позже осужден. Он уговаривал некоего Таймаза взять на себя это преступление, обещав обеспечивать его семью в период его отсидки в тюрьме.
Кроме того, ОПГ Сабралиева специально наняла киллера по кличке Адиль-автоматчик, достаточно известного в Казахстане.
Этот киллер сидел в тюрьме, но при этапировании из одной тюрьмы в другую он “неожиданно” куда-то исчез. Ясное дело – некто из спецслужб организовал ему побег из автозака. Скажу более – никто не искал особо опасного преступника по всей стране! Ержан играл в теннис на кортах ЦСКА, а неподалеку Адиль-автоматчик определил “лежку”, т. е. место стрельбы. Во время игры брата в теннис он должен был расстрелять его в упор с расстояния 25–30 метров. Но до этого не дошло, так как был арестован в 2002 году Нахманович и потом отпущен, после вмешательства Дутбаева. Несколькими годами позже Адиль-автоматчик погиб в перестрелке с полицией.
Нахманович умер позже, приблизительно в 2013. Хотя незадолго до смерти его успели экстрадировать в Казахстан для дачи показаний. Он, кстати, многое тогда рассказал про их дружеские отношения с Дутбаевым. Все эти показания хранятся в архивах КНБ, можете их запросить, если вам разрешат. Они, в принципе, могут дать. Материалы хотя и для служебного пользования, но помогут открыть правду.
В 2001 году в личную охрану Ержана были внедрены двое бывших сотрудников КНБ РК – Зозуля и Торубаров. Они передавали данные Дутбаеву, куда он ездит, график его работы.
В 2002 году было совершено не вымогательство или теракт против семьи, а именно попытка организации первого покушения на убийство брата. Но об этом я узнал только в 2007 году, по итогам расследования уголовного дела. Я тогда написал заявление на имя главы Администрации Президента, генерального прокурора, руководства КНБ с требованием возобновить расследование дела по убийству брата в 2004 году в связи с появлением новых обстоятельств.
Слава богу, в 2007 году в КНБ еще остались честные офицеры, которые раскрыли это дело: нашли свидетелей и членов самой этой банды.
– Был ли Дутбаев лично знаком с Татишевым?
– Думаю, что да. Дутбаев во власти был давно, а у нас страна маленькая. Все друг друга знают. Он был знаком лично и с Татишевым, и с Аблязовым.
– Как Токмади удалось войти в доверие к вашему брату?
– Он познакомился через знакомых на фоне общего увлечения охотой. Это понятно. Убедительный нашли повод для знакомства. Как Токмади слезно потом рассказывал свою историю, что он вообще-то не бандит, но как-то попал. Они умеют втираться в доверие, мастера в этом деле.
– Поговаривают, что прежний глава КНБ Амангельды Шабдарбаев не раз просил вас написать заявление о пересмотре уголовного дела, но вы отказывались…
– Это не соответствует действительности. Шабдарбаев был председателем КНБ, мог без моего заявления это всё начать, если возникли сомнения. Мы всегда открыты любому расследованию по этому делу.
По итогам расследования 2007 года было ясно, что это организованная преступность под крышей КНБ, и выявлена связь с Дутбаевым, Нахмановичем, ОПГ Сабралиева. Они полгода готовились к убийству, снимали квартиры, купили оружие и машины. Был ряд покушений: избивали рабочих, которые строили дом, звонки с угрозами, атака на телохранителей, бросали коктейль Молотова в машину. Всё это маскировалось якобы под обыкновенное вымогательство в размере 2 миллионов долларов.
Сейчас я могу уверенно сказать, что организовывал всё это Мухтар Аблязов совместно с Дутбаевым. Они давно были в связке, несмотря на то, что Аблязов находился в тюрьме.
С момента убийства в декабре 2004 года прошло почти 18 лет. Расследование 2016–2017 годов полностью доказало на фактах и свидетельствах вину Аблязова, Дутбаева и Токмади, которые теперь заявляют, что они непричастны к этому преступлению и никак не связаны друг с другом, хотя есть неопровержимые доказательства – возьмите хотя бы их телефонные переговоры, которые опубликованы в Интернете. Это одна банда. Я считаю Токмади убийцей.
У меня есть американская экспертиза, сделанная лучшими бывшими сотрудниками правоохранительных органов США – ФБР, CSI, судмедэкспертами, они на 99 % утверждают, что выстрел был сделан им и сделан он был не случайно, это было умышленное действие.
Это было сделано, когда больше никого не было сзади. Потом, в деле есть экспертиза от тех же американцев, которые доказали, что были манипуляции с ружьем и в ходе расследования. Прежние казахстанские эксперты, которые делали самую первую экспертизу, признали, что сделали это за взятки от Токмади. Зарубежные эксперты мне сказали: “Всё, Еркин, теперь ищите, зачем он это сделал, найдите заказчика, а он – просто исполнитель”. Токмади совершил убийство банально из-за личной выгоды, которую он получил от Аблязова, поэтому для меня этот вопрос закрыт, очевиден, и вот сейчас прошли годы, и все дальнейшие действия, которые произошли с банком ТуранАлем, показали, кто истинный заказчик и какую выгоду он получил. Я говорю о миллиардах украденных средств из банка ТуранАлем.
После смерти Ержана у Токмади резко улучшилось материальное положение. Он стал позиционировать себя как предприниматель и благотворитель.
Я удивлен тому, что Дутбаев досрочно вышел на свободу, хотя ему было назначено свыше 10 лет лишения свободы. Таким людям вообще не положено помилование.
Я прочитал его интервью вашему изданию. Там ложь на лжи. Он передергивает факты. Бессмысленно мне теперь разбираться в этом, даже брезгливо!
Хочу узнать, на каких основаниях он вышел на свободу? Его роль в организации убийства моего брата, на самом деле, не была до конца раскрыта, кроме тех моментов, что он оказывал техническую поддержку со слежкой, с прослушкой телефонных разговоров и организацией административного давления.
Для меня вина и Аблязова так же очевидна.
АЛМАТЫ