Актау грозит мусорный коллапс - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Актау грозит мусорный коллапс

Актау грозит мусорный коллапс

Первые звоночки прозвенели в выходные, когда мусоровозам, вывозящим ТБО из областного центра, закрыли въезд на полигон. Два дня спецтранспорт с мусором простоял в гаражах, а контейнеры в городе были переполнены. На днях проблему решить удалось, но временно. Ситуация может повториться вновь.

  • 3 Апреля 2022
  • 242
Фото - Caravan.kz

Еще в октябре прошлого года тариф на сбор и вывоз мусора в Актау для ТОО “Caspiy Opera-ting”, которое занимается сбором ТБО в областном центре, пересмотрели. Посчитали норму накопления на человека и вывели тариф. Но утвердить его не успели.

– Сейчас тариф составляет 250 тенге с человека – он действует еще с 2019 года. В прошлом году по методике расчета тариф получился 681 тенге. Все наши расчеты прошли проверки в Нур-Султане, в палате предпринимателей, в отделе предпринимательства. Однако на общественном совете этот тариф не утвердили, дали нам только 450 тенге и сказали: “Вам хватит! Работайте, справляйтесь и вывозите как хотите”. В органах юстиции тариф зарегистрировали, но на рассмотрение маслихата вынести не успели – начались январские события. А потом Президентом страны был объявлен мораторий на повышение тарифов. И нам говорят – вы попадаете под мораторий. Мы отправили запрос в антимонопольное агентство, оттуда пришел ответ, и там черным по белому написано, что под этот мораторий подпадают тарифы на электричество, воду, тепло, газ, но не на вывоз и сбор ТБО, – рассказал руководитель ТОО “Caspiy Operating” Адилет ПИРИМКУЛОВ.

С начала года перед полигоном, на который вывозится мусор, накопилась задолженность – более 12 миллионов тенге.

Поэтому по распоряжению акимата района, где и находится полигон, доступ мусоровозам был перекрыт. Спецтехника простояла у ворот шесть с половиной часов.

– Мы собираем только за сбор и вывоз, а полигон от нас требует деньги за захоронение. Он хочет на ровном месте сидеть и получать за это деньги. Мало того, что в тариф это не входит, так еще и не всё население платит. Я сказал в акимате района: мы собрали 100 процентов мусора, привезли, но я 100 процентов платежей не собираю с населения. Мне нет смысла оплачивать за захоронение себе в убыток. Тариф должен быть разделен, то есть сбор и вывоз отдельно, сортировка и захоронение – отдельно. Должен быть оператор, который собирает все деньги и распределяет. В антимонопольном комитете сказали – полигон должен составить публичный договор и собирать средства на захоронение самостоятельно. Но он не спешит это делать, а требует деньги с нас, – отмечает директор компании.

ТОО “Caspiy Operating” планирует подать в суд на акимат за бездействие.

Новый тариф, по словам руководителя компании, уже давно должен быть утвержден, и, вполне возможно, его бы хватило, чтобы расплатиться с полигоном. Но теперь возникла другая проблема – из-за роста цен на ГСМ и запчасти даже нового тарифа не хватит, чтобы покрыть хотя бы часть расходов.

– Мы работаем на износ. Около 40 процентов техники уже требует замены. А где взять деньги? Еще полгода назад одна машина стоила 32 миллиона тенге, а сейчас цены и вовсе заоблачные. Кредиты нам, как убыточной компании, не дают, льготного автокредитования на спецтехнику у нас нет. Город растет – только за последние несколько лет появились около 15 новых микрорайонов, мы вынуждены в 3 рейса людей отправлять. У нас всего 25 мусоровозов, а мы обслуживаем более 70 процентов Актау. Мы не можем позволить себе, чтобы техника стояла. Мотористы всегда на старте, как в “Формуле-1” – приехала машина с поломкой, так сразу вся толпа подключается, лишь бы побыстрее отремонтировать. Иначе будут простои, будет недовольство населения, – добавляет руководитель компании.

Нынешний тариф – 250 тенге с человека – один из самых низких в республике. Но даже такие, казалось бы, небольшие деньги, компания получает не полностью. Долг населения уже сейчас составляет около 180 миллионов тенге. Однако, чтобы вернуть эти долги, приходится проходить несколько кругов ада. Операция "Утилизация": как корреспондент “Каравана” пытался избавиться от тонны мусора

– Раньше было проще – можно было напрямую выбивать долги, а сейчас нужно обращаться к нотариусу. Он должен составить исполнительную надпись, затем отправить ее по почте должнику, получить уведомление и согласие должника. Если же он не согласен, то в этом случае мы можем подать в суд, а это еще недели 2. И, получается, чтобы вернуть несчастные несколько тысяч, нужно ждать месяца 2. Более того, нотариусы не горят желанием браться за такие дела, потому что наш средний чек маленький. Им неинтересно работать с должниками из-за 5–10 тысяч. А чтобы эти 10 тысяч тенге накопить, человек годами должен не платить за мусор. Им гораздо интереснее оформить сделку с квартирой и заработать 30 тысяч, чем разводить бумажную волокиту с должником и получить за это тысячу тенге, – резюмирует Адилет Пиримкулов.

Из-за долгов населения у компании накопились собственные – около 40 миллионов тенге она должна за коммунальные услуги, запчасти и ГСМ. Но, как говорится, проблемы индейцев вождя не волнуют, поэтому за захоронение мусора всё же придется заплатить.

ТОО “Caspiy Operating” после переговоров согласилось уплатить долг до следующей недели. Поэтому аким Мунайлинского района распорядился открыть ворота для мусоровозов. Если же долг не будет выплачен вовремя, то ворота снова закроют, и акимат вынужден будет обратиться в суд, – рассказали в пресс-службе акимата района.

В прошлом году в Жанаозене в течение недели бастовали водители мусоровозов. Тогда на выручку поспешила спецтехника из Актау, так как город нефтяников начал тонуть в мусоре. Такой же коллапс может грозить и областному центру, если в ближайшее время не разрешится вопрос – кто же все-таки должен оплачивать захоронение мусора. Главное, чтобы это не произошло летом – в это время из-за наплыва отдыхающих мусора становится в несколько раз больше. Поэтому хватит и суток, чтобы Актау превратился в одну большую свалку.

АКТАУ