Театральная провокация
Премьера прошла на сцене Казахского академического театра для детей и юношества имени Габита Мусрепова. Известное произведение “Черная бурка” принадлежит перу советского и российского режиссера и драматурга Георгия ХУГАЕВА. Притча о верности и предательстве, о долге и чести стала вершиной его творчества. Он обратился к иносказанию – эзопову языку. Главные персонажи – животные, в коих легко угадываются человеческие характеры и стиль жизни. Верный пес Тузар (Данияр Базаркулов), коварный вожак волчьей стаи Кокжал (Едиль Рамазанов), молодая и прагматичная волчица Кокшулан (Жанар Макашева), самонадеянная зайчиха Косурей (Лидия Каден), бесшабашная лиса Сылан (Гульбахрам Байбосынова), Ворон-философ Кико (Дархан Сулейменов) и другие. Единственный человек – Чабан (Бейбит Караманов), для которого преданный Тузар – всего лишь “рабочий механизм”.
Провокация Асхата Маемирова в том, что герои провели реконструкцию сцен, схожих с повседневной реальностью, где есть начальник-самодур, друзья-предатели, коллеги-карьеристы, возлюбленная, шагающая к цели по трупам. Персонажи беспощадно изобличают друг друга в обмане, коррупции, распущенности. Безусловно, эти сцены, а также красивые монологи героев вызывают сильные, противоречивые эмоции. Литературный перевод пьесы на казахский язык принадлежит Кужургали Толеушову. Аскетизм декораций и сложные конструкции на сцене в виде врезающегося в зрительный зал подиума – горная тропа из жайляу в аул. Возвышения на сцене – высокие горы. Огромная стремянка, увенчанная стопкой фолиантов, – жилище Ворона. Автор всего этого – художник-постановщик Индира Ихсан.
Импульс для сознания
Перед актерами режиссер поставил непростую задачу – создать образы с душой животного и сознанием человека. Асхат Маемиров в течение месяца проводил психологические тренинги, в ходе которых от актеров требовалось перевоплощение. Возможно, труднее всех пришлось исполнителю главной роли Данияру Базаркулову. Сутками он пропадал в театре, вживаясь в сущность своего героя – Тузара. Так незаметно стерлась грань между сценой и реальностью, когда тема предательства и обмана стала частью его быта. Физическая и психологическая нагрузка оказалась столь тяжелой, что актер потерял десять килограммов. Данияр убежден, что по силе драматизма и актерского мастерства Тузар не уступает королю Лиру или Гамлету:
– Я сыграл примерно 50 ролей, но в этом спектакле приобрел огромный багаж знаний.
Приступая к постановке пьесы “Кара шекпен”, режиссер Асхат Маемиров стремился к доступности и пониманию идеи человечности во всем тюркоязычном сообществе. Животный мир в “Черной бурке” – это зеркало, отражающее сущность и бытие Человека и позволяющее ему познать себя.
– Есть эмоциональный театр и рациональный театр. В этом произведении есть элементы рационального театра, призванного влиять на разум зрителя, дать импульс для обновления сознания. В современном мире, к сожалению, бытует культ материальных ценностей. Мы хотим обратить внимание общества на духовность, – говорит режиссер.
Алматы