Битвы за детей до последнего патрона - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Битвы за детей до последнего патрона

Битвы за детей до последнего патрона

Скандальная дележка детей всегда вызывает бурю эмоций, тем более если это обретает международные масштабы. Родители превращаются в “матерых киднеперов”, вывозят детей через границы государств, ведут яростные битвы в судах, в схватку вступают органы опеки разных стран. И за всем этим сквозь слезы наблюдают дети…

  • 13 Февраля 2015
  • 6075
Фото - Caravan.kz

Сегодня “КАРАВАН” расскажет две реальные истории, но на самом деле их огромное количество. Тенденция дележки детей между родителями и странами приобретает просто угрожающие масштабы. И здесь все очень сложно. Помимо разборок между родителями появляются другие факторы – тут вам и государственные органы разных стран и моральные и этические закавыки. В таких запутанных ситуациях определить, кто прав, кто виноват, практически невозможно. Родители борются за ребенка, ради него они готовы идти на все, судятся годами, пишут письма президентам. Никто не хочет уступать.

Алматы – Москва: Родители обвиняют друг друга в преступлении

Автор команды КВН “Казахи” Тимур ЕРДЖАНОВ оказался втянут в далеко не веселую историю с дележкой ребенка. Его бывшая гражданская жена считает, что Тимур похитил их сына и вывез его из Москвы, пока она лежала в больнице.

Мать: Почему у меня отбирают сына?

В “КАРАВАН” обратилась Анастасия СЮРКАЛОВА. Она прилетела из Москвы, чтобы увидеть своего 5-летнего сына. Отец ребенка – известный кавээнщик Тимур Ерджанов, по словам женщины, выкрал сына из детского сада и вывез его в Алматы…

Анастасия с Тимуром жили в гражданском браке три года, у них появился сын Алишер. Потом родители расстались, малыш остался с мамой, а Тимур принимал активное участие в его жизни. Проблемы начались, когда Анастасия вышла замуж:

– В июле 2014 года я вышла замуж. Сообщила об этом Тимуру, а также о том, что собираюсь ехать к мужу, который работает в Москве. Он знал, где я буду. И не пытался связываться с нами. Потом заявил, что мы не имели права вывозить ребенка без согласия отца. Мы выехали в Москву временно, там работа. Я узнала, что жду второго ребенка, и мне пришлось лечь в больницу на сохранение, поэтому выезд в Алматы отодвинулся.

Маленького Алишера поставили на временный консульский учет в Москве.

– Мы не скрывались, наши контакты были у них. Через несколько месяцев Тимур с другом появился в нашей квартире и сказал: “Собирай ребенка, я его забираю, – говорит муж Анастасии – Виталий. – Якобы у него есть судебные решения. Но мы знали, что ни одно из них не вступило в силу на тот момент. Пришлось вызвать наряд полиции.

Увидеться с сыном Тимур все-таки смог – в детсаду, Анастасия знала об этой встрече:

– Он пообщался 3–4 часа и уехал. Через несколько дней снова пришел в садик и перекинул ребенка через забор. Ему явно кто-то помогал. Я лежала в больнице на сохранении. Узнав о происшедшем, выписалась под личную ответственность и вылетела в Алматы. Также подала заявление о возбуждении уголовного дела о похищении ребенка в Москве.

Мать говорит, что в Алматы в детском саду воспитатели отказались дать ей ребенка:

– Оказывается, отец написал заявление, чтобы ребенка не отдавали матери. Мы вызвали полицию. Приехали представители органа опеки, но отказались общаться с нами. Почему малолетний ребенок не может остаться с матерью? За все время, что мы здесь, он всего два раза дал увидеть сына. Органы опеки постановили, что на время разбирательства ребенок будет у отца. На сколько может затянуться эта история?

Отец: Алишер – самое дорогое, что у меня есть

У Тимура Ерджанова – своя правда, и как отца его тоже можно понять:

– Мы будем решать этот вопрос в судебном порядке. Я не крал ребенка, это мой ребенок, и он гражданин Казахстана. Без моего согласия его увезли в Москву, когда я приезжал туда, меня выгоняли. То, что я не даю видеть ребенка, неправда. Мы пробовали договориться, но не получается. Я тоже могу сказать много вещей. Существует Гаагская конвенция, и в ней прописаны моменты о похищении детей, эту конвенцию Казахстан ратифицировал в 2012 году. Там сказано, что любое перемещение ребенка через границу признается незаконным, если оно нарушает права любого лица, которое имеет опекунские права. И государство должно принять меры к скорейшему возвращению ребенка в место его постоянного проживания. Международное право исходит из того, что ребенок должен находиться в месте, где он родился и проживал в своей привычной языковой среде. Тут уже нет речи ни об отцовских, ни о материнских амбициях. Это интересы ребенка. Убежден, здесь ему лучше, чем в Москве или где-либо. На меня пытаются вылить много грязи, но все их доводы могу легко опровергнуть. Конечно, вся эта история бьет по моей репутации, но я люблю своего сына, он самое дорогое, что у меня есть. Поэтому вопросы репутации в этом случае меня мало волнуют…

Результат этой истории – четыре иска со стороны Тимура, один иск – со стороны Анастасии. Проведены две экспертизы психологов о состоянии ребенка с двух сторон. Плюс письма из органов опеки, прокуратуры, слезы, нервы. И каково сейчас маленькому Алишеру? Ведь, как гласит казахская пословица, “сирота без отца – полусирота, сирота без матери – круглый сирота”. Смогут ли родители договориться?

Астана – Анкара: Хочу видеть дочь хотя бы иногда

– Я хочу платить алименты своей дочери и видеть ее хотя бы иногда, – с такими словами в “КАРАВАН” обратился гражданин Турции, который несколько лет судился за дочь с гражданкой Казахстана. Эта история похлеще любого триллера.

Вмешался даже Интерпол

Здесь закипали такие страсти! C трудом укладывается в голове, что это действительно возможно в реальности. Погони, нелегальное пересечение границы, письма президентам и взаимные обвинения, пересказывать которые просто не хочется.

А все начиналось весьма романтично. 15 лет назад гражданин Турции, успешный уважаемый человек в своей стране, приехал в Казахстан по работе, встретил девушку, влюбился. Вскоре молодые сыграли свадьбу в Анкаре, у них появился ребенок. Но жизнь не сложилась, и родители разошлись. С тех пор вот уже почти 15 лет они бьются за право растить ребенка, и каждый считает, что именно с ним должна проживать девочка.

Турецкий суд постановил право опеки за отцом, казахстанский – за матерью. Сейчас девочка проживает с мамой в Астане, но при этом у нее нет казахстанского паспорта.

– В 2011 году моя дочь приехала на летние каникулы, а потом решила остаться, – рассказывает отец девочки. – Но приехала ее мать и, несмотря на запрет вывоза – у нас было решение турецкого суда – вывезла ребенка через границу Греции. Их задержал Интерпол, и оттуда отправили в Казахстан.

Бой до последнего патрона?

Трудно представить, что пережила эта женщина, которая всеми силами пыталась вернуть дочь. Тогда ситуацию помогли решить сотрудники МИДа Казахстана. Но и отец был готов на все, чтобы биться за своего ребенка. Он даже писал письмо на имя президента Турции, надеясь, что ему вернут дочь. Потом в сердцах критиковал казахстанское правосудие, наговорил много всего и сегодня вообще не может приехать в Казахстан.

Теперь он надеется хотя бы на то, что в судебном порядке восстановят его право на выплату алиментов ребенку – бывшая жена отказалась от помощи турецкого папы.

А еще он мечтает увидеть дочь… Много наломано дров и сказано обидных слов.Чтобы хоть как-то передавать дочери сведения о себе, гражданин Турции открыл страничку “ВКонтакте”. Он выкладывает письма, фотографии, адресованные ей.

Впрочем, именно эта история может уже скоро закончиться – пока родители занимаются дележкой, дочь достигнет совершеннолетия. И уж тогда сама вправе будет решить, с кем ей видеться жить, отвечать ли на звонки и получать ли помощь. Ведь, как показывает практика, взрослые в таких ситуациях договориться не могут…

О краже ребенка не может быть речи

Ситуации, в которых родители оспаривают права на ребенка, “КАРАВАНУ” комментирует юрист Михаил КЛЕНЧИН:

– В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Кодекса Казахстана “О браке и семье” родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей независимо от того, был заключен брак или нет, в том числе и если один из родителей проживает отдельно. Исключение – ограничение родителя в правах в силу признания его полной или частичной недееспособности, а также в случае лишения или ограничения судом родительских прав.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. При наличии разногласий они вправе обратиться в орган опеки и попечительства, а также в суд.

Родитель, проживающий отдельно, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании, образовании и других вопросах. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать его общению с другим родителем, если оно не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка. В письменной форме может быть заключено соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Спорные ситуации разрешаются органом опеки и попечительства, а в случае несогласия с его решением – в порядке медиации или судом. Причем преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований о проживании ребенка с ним. Аналогично – в случаях спора о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей. При этом суд учитывает возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, их нравственные и иные качества, возможность создания ребенку условий для развития и воспитания.

Таким образом, не может быть и речи о краже ребенка, если он находится с одним из родителей. Согласно статье 74 Кодекса “О браке и семье”, если родитель не в состоянии обеспечить воспитание и развитие ребенка, суд передает его на попечение органа опеки. Иски о лишении родительских прав рассматривают ювенальные суды. Лишение родительских прав влечет утрату всех прав на ребенка, в том числе на получение от него содержания, но не освобождает от обязанности содержать ребенка.

Причины лишения родительских прав:

уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе уплаты алиментов

отказ без уважительных причин взять ребенка из родильного дома и иных организаций

злоупотребление своими родительскими правами

жестокое обращение с ребенком, включая физическое или психическое насилие над ним, покушение на его половую неприкосновенность

злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами