Общественность восторженно приняла то решение главы государства, и во многом оно, без преувеличения, удовлетворило массовые настроения и мечты миллионов казахстанцев. Кто-то увидел в этом торжество исторической справедливости, другие – разрешение давно назревших внутренних вопросов общественного и социального характера, третьи – более комфортабельные условия в плане логистики. Так или иначе, решение Токаева вполне можно назвать выверенным, выстраданным, актуальным и даже необходимым.
Напомним, о создании каких новых регионов сообщил Президент накануне:
– В Семипалатинском регионе предлагается создать Абайскую область. Город Семей станет областным центром новой области.
– На территории бывшей Жезказганской области будет сформирована Улытауская область. Город Жезказган вновь станет областным центром.
– Алматинскую область разделят на две – в этом регионе будут созданы Жетысуская и Алматинская области. Областным центром Алматинской области должен стать Капшагай, а Жетысуской – Талдыкорган.
– Президент готов поддержать переименование города Капшагая в Кунаев.
В сегодняшнем материале медиа-портал Caravan.kz мы вместе с представителями экспертной среды попытались разобрать важность и актуальность решения о создании новых казахстанских регионов.
«В полку дотационных регионов прибудет»
Политолог Замир Каражанов убежден, что эффективность сего решения покажет время, но логика в этом вполне понятна и объяснима.
— Отдельная область позволит оперативно и быстро решать проблемы проживающего на ее территории населения, так как нет передаточных звеньев. Но есть и детали. Разделение Алматинской области наверняка связано с развитием агломерации вокруг Алматы. Решение оправданно, поскольку область является сельскохозяйственным регионом, а агломерация связана с урбанизацией, с развитием города и городской экономики. Похожая картина по Семею, Жезказгану и по Капшагаю, которые станут областными центрами. Но есть нюанс. Все-таки эти города должны развиваться не за счет перетягивания «бюджетного одеяла», а за счет развития муниципальной экономики, местного бизнеса, привлечения прямых инвестиций и т.д., — подчеркнул наш спикер.
— Переименование Капшагая в Кунаев – о чем, на ваш взгляд, это говорит? Это своеобразный тонкий ход? Это, опять же, торжество справедливости и дань прошлому нашей страны? Это символичный шаг, говорящий о том, что народ услышан?..
— Если разделение области было связано с экономическими, социальными процессами и т.д., то переименования или названия новых административных единиц носят характер восстановления исторической справедливости. Это видно не только по переименованию Капшагая в Кунаев, но и по созданию Абайской области. Во всех случаях мотивом, основанием выступают исторические личности, их вклад в развитие Казахстана, — ответил Каражанов.
— Насколько процесс разделения областей и создания новых административных центров предстает сложным и технически, и формально, и физически? Насколько затратными окажутся эти процессы? Сможет ли страна, учитывая все текущие непростые реалии, прокормить теперь уже 17 областей?
— Дополнительные расходы, скорее всего, будут. Но пока трудно говорить, насколько они будут высокими. Очевидно, что появление отдельной области, как минимум, приведет к росту численности чиновников на местах, а следовательно — к расходам на их содержание.
Конечно, республиканский бюджет сможет прокормить 17 областей. Но проблема в том, что «кормить» должен не республиканский бюджет, а наоборот – области, оставляя только часть налоговой выручки у себя. Для нас остается актуальной проблема дотационных регионов. Но вряд ли разделение и появление новых областей решит ее. Поскольку решать эту проблему должны чиновники на местах, а для этого с них следует спрашивать за результат. Поэтому, скорее всего, в полку дотационных регионов прибудет, — заключил эксперт.
«Президент подошел к вопросу не популистически, а основательно»
Политолог Ислам Кураев также отметил, что причины решения по разделению регионов ясны и действия в этом плане весьма обоснованны.
— Всеобщая эйфория обоснованна, кто-то видит возрождение исторических названий, кто-то – логистические удобства. Да, безусловно, данные факты тоже учитывались. Однако корень принятия такого решения, очевидно, имеет другие мотивы, — выразил свою точку зрения Кураев в Telegram-канале.
Вместе с тем эксперт отметил, что демографические и логистические реалии изменились, соответственно и территориально-административное деление ныне не является актуальным для современного Казахстана. И теперь, как итог, мы наблюдаем создание трех новых областей: Улытауской, Абайской и Жетысуской.
— В первую очередь подобные меры предназначены для эффективного управления и оперативных решений. Во-вторых, это придаст экономический импульс в новые областные центры, так как будет дополнительное финансирование и вливание денег из государственного бюджета. Это подразумевает создание новых рабочих мест.
На данный момент эти регионы являются самыми уязвимыми из-за большого числа жителей, которые имеют значительные проблемы в трудоустройстве. В целом причины ясны и действия обоснованы. Токаев в данном случае подошел к вопросу не популистически, а основательно, если посмотреть на ситуацию более обширно, — обозначил политолог.
«Мы четверть века просили возродить Семипалатинскую область»
Известный в Семее общественный деятель Николай Исаев в свою очередь обозначил, что вопрос об отдельной области для семейчан является давно назревшим и в то же время острым вопросом.
— Николай Николаевич, как общественный деятель и человек, которому не безразлична судьба города, – как вы отнеслись к решению о создании новой Абайской области с административным центром в Семее?
— Мы четверть века пытались донести до руководства страны необходимость возрождения статуса Семипалатинской области. Я не берусь критиковать прошлые решения, но когда область ликвидировали, это был нонсенс. Большое недоумение к тому же тогда вызвал перенос центра области в Усть-Каменогорск. Я с большим уважением отношусь к нынешнему областному центру ВКО, я очень люблю Усть-Каменогорск, и сам жил там какое-то время, но, во-первых, Усть-Каменогорск – тупиковый город. Во-вторых, несмотря на то, что мы часто рассуждаем и говорим о влиянии радиации на семейчан, Усть-Каменогорск, в общем-то, экологически грязный с учетом его промышленной составляющей. А как показывает практика, промышленные города не становятся региональными центрами.
Другой крайне немаловажный момент – наш регион имеет уникальное географическое расположение, связывающее Азию с Европой. Через Семей врата познания Азии открывали такие знаменитые исследователи, как Пржевальский, Семенов Тянь-Шанский, Чокан Валиханов, Николай Рерих и многие другие. Сама история региона заложила по факту его предназначение как логистического центра страны. К тому же регион богат нерудными строительными материалами. Возможно, было бы верным рассмотреть строительство заводов государственного сектора по производству силикатного и керамического кирпича, стекла, строительной керамики, строительных наноматериалов на базе технопарка Курчатова. Особого внимания заслуживает наличие гравия в бассейне реки Иртыш. Уже в районе Павлодара гравия нет, острый дефицит в нем и щебне испытывает весь Иртышско-Обский бассейн, где ведется бурное строительство в нефтяных районах. Возможность поставки соседнему государству гравия и особенно бетонных и железобетонных изделий в обмен на российский лес водным путем, что даст перспективу Семею стать основным поставщиком леса для всего Азиатского региона, а также развить деревообрабатывющую промышленность. Семей в этом плане мог бы стать своеобразной лесной державой не только для всей страны, а для всей Центральной Азии.
Потенциал города и вправду изношен. И если нам удастся восстановить то, что было, хотя бы в малом количестве, то страна от этого бы точно ничего не проиграла, а напротив, лишь выиграла.
Городу, его жителям жизненно необходимо создание новых рабочих мест. Люди ушли на базары, и с сожалением можно отметить, что Семей стал городом рынков. Мы говорили про легкую промышленность, но у нас крупные фабрики переделаны в торговые центры, а некоторые простаивают и по факту похоронены. Рабочих мест не стало — и люди, разумеется, ушли на базар. А разрешение этой проблемы, безусловно, отразится и на экономической обстановке в регионе.
На мой взгляд, просто настало время, когда реанимация Семипалатинского региона становится дополнительным источником политической, экономической и культурной привлекательности Казахстана в целом. Замечу, что наши прошлые предложения органически увязывались с направлениями, определенными Токаевым при посещении нашего города: это занятость населения, здравоохранение, развитие науки и туризма, индустриально-инновационное развитие.
Вместе с тем со временем дальнейшее развитие экономики Казахстана, несомненно, приведет к формированию укрупненных административных формирований по примеру других стран — обладательниц больших территорий. В этом случае Семею исторически уготована перспектива восстановить свои лидирующие позиции в прииртышском административном формировании.
— Город довольно проблемный. Как думаете, насколько сложным будет процесс по восстановлению области? И какой человек, на ваш взгляд, должен возглавить новоиспеченный регион?
— Процесс, конечно, будет очень сложный. Кто бы ни пришел, новый аким должен присмотреться, кто из общественников в Семее котируется. И обращать внимание не на тех, кто рвет на себе тельняшку, а на тех, к кому реально прислушивается народ, кто будет ставить реальные задачи, кто способен вносить конструктив в те или иные решения.
В заключение скажу, что вопрос восстановления области долгие годы рассматривался на общественном совете, мы не раз пытались донести это до Мажилиса. И вчера, когда Президент принял решение о восстановлении области, я считаю, что он этим самым показал пример слышащего государства, — подытожил Исаев.
«Двумя областями двум разным акимам будет руководить проще и удобнее»
Что касается Алматинской области, то специальной разделительной комиссии предстоит обозначить границы областей. Двумя областями двум разным акимам будет руководить проще и удобнее, считает нынешний аким региона Канат Бозумбаев.
— Вот эта агломерация, Алматинская, играет большую роль, она очень не устроена, запущена. 215 тысяч человек сегодня на территории области живут в садовых массивах, на дачах. По сути, у них нет элементарных коммунальных услуг, если они есть, они дороже, и так далее. Эту работу нужно провести, она требует инвестиций. Наведение порядка, генплан изменить нужно. Это большая работа, — сказал Бозумбаев.
Останется ли он руководителем одной из областей после разделения, и какой именно – пока неизвестно.
«Жезказганская область почти четверть века существовала отдельно»
Регион имел площадь более 300 тысяч квадратных километров. Границы вновь образованного региона пока не определены, но название уже поменялось. Теперь это будет Улытауская область с административным центром в городе Жезказган.
— Город получит прямое финансирование, свой бюджет будет. Первый показатель для развития туризма, мы всегда знаем, что это — коммуникации. Этот вопрос, я думаю, в первую очередь будет рассматриваться, и он окажет положительное влияние на развитие туризма. Мы знаем, что хороший потенциал в Жезказганском крае для развития этнотуризма, — сказал «Хабару» экономист Серикжан Байбосынов.