Можно было бы назвать это проблемой “ниже пояса” и похихикать, если бы завоз нелегальных препаратов для сексуальной жизни не приобрел такие колоссальные масштабы и не стал угрожать репродуктивному здоровью населения страны. Ведь сейчас каждая третья пара в Казахстане не может иметь детей из-за плохого здоровья одного из супругов. Одна из причин – использование сомнительных снадобий, не имеющих ни лицензий, ни заключений местных медиков. Для чего наши люди глотают что попало?
Жертвы стандартов
По мнению психолога Татьяны ТИХОНОВОЙ, сегодня люди просто помешаны на проблемах потенции:
– Они – жертвы стандартов. Мужчины хотят быть хорошими любовниками, как показывают в кино, пишут в Интернете: заниматься сексом часами, хотя любой врач вам скажет, что нормальный половой акт должен продолжаться 15–20 минут. Они хотят иметь физические параметры, которые кто-то называл идеальными, и теперь готовы на все, чтобы дотянуться до этой планки. Парни настолько зациклены на том, что размер имеет значение, что готовы идти на любые эксперименты. Это проблемы психики, но они приводят к проблемам репродуктивного здоровья. В среднем здоровый мужчина уделяет мыслям о сексе до 10 процентов времени, но сегодня молодые люди об этом думают неустанно, отсюда и комплексы. В результате они используют непонятную химию, завезенную из соседних стран, получают ожоги, порой вообще рискуют остаться импотентами. С женщинами ситуация еще масштабнее. Прежде мы практически не говорили о женской сексуальности, а сегодня все помешались на тренировке интимных мышц, попытках вернуть себе “девичьи параметры” и так далее.
Если раньше проблемы потенции ассоциировались с престарелым возрастом, то сегодня с этим недугом сталкиваются куда более молодые люди, говорит известный казахстанский врач-сексопатолог Анатолий МИРЗОЯН:
– Все чаще с проблемами потенции обращаются мужчины чуть старше 30 лет. Раньше мы говорили, что это свойственно мужчинам после 45 лет. При этом многие не понимают, что такое проблемы с потенцией. Им кажется, что если один раз не получилось, то все – надо глотать всякие препараты, чтобы искусственно вызвать эрекцию. На самом деле сегодня мы живем в такое время, что проблемы с эрекцией могут быть сплошь и рядом – люди находятся в постоянном стрессе из-за работы, кредитов. Им просто нужно следить за своим здоровьем, ходить в спортзал, бассейн. Но ведь это требует времени и усилий, легче купить какую-нибудь гадость, выпить – и все.
Нелегальная империя
Понятно, что в ситуации, когда и млад и стар мечутся в поисках чудодейственных препаратов, появляется немало желающих удовлетворить спрос и заработать на этом. Раньше отравой были завалены базары. Из Алматы “химия” расходилась в другие регионы и города Казахстана. Фактически здесь была перевалочная база. “КАРАВАН” проводил собственное расследование, мы даже побывали на самом крупном складе, после резонансной статьи о теневом бизнесе канал контрабанды перекрыли. Но только на время. После сноса рынков алматинской барахолки бизнес “эротических препаратов” перекочевал в Интернет. И если раньше за этой гадостью надо было ехать, искать заветный контейнер в закоулках базаров, то теперь все намного легче – заказываешь в Интернете, тебе доставляет курьер. В результате продавцы заметают следы и спокойненько проворачивают нелегальный и опасный для жизни покупателей бизнес. Приобрести секс-препараты может любой, в том числе дети. В одной из популярных социальных сетей мы нашли десятки страниц с предложениями сомнительной продукции. Тут вам и чудо-крем для увеличения полового органа на 5 сантиметров, и “волшебные палочки” для сужения влагалища и даже восстановления девственности!
Мы связались с продавцами по указанному телефону. Они деловито осведомились об объемах заказа, сообщили, что могут делать доставку по всему Казахстану. На вопрос о сертификате сообщили, что бумажка есть, правда… на китайском языке. А услышав вопрос о сертификации в Казахстане, бросили трубку.
Более разговорчивым оказался владелец сети интим-шопов, представившийся Андреем. У него несколько магазинов в Интернете и есть реальные бутики в центре Алматы. На вопрос, проверяют ли его бизнес, Андрей сказал, что за три года работы ни разу никто его не побеспокоил. У него ТОО.Правда, зарегистировано оно не как интим-магазин, а просто дает право работать в торговле. Бизнесмен признался, что на часть продукции у него нет сертификатов. Однако совесть его совсем не мучает.
От бесплодия до летального исхода…
С последствиями от приема всевозможных “чудо-препаратов” потом вынуждены бороться врачи. Правда, частенько пациенты до последнего скрывают, что они принимали.
– Понятно, люди не говорят, что причиной проблемы стал прием препарата, – рассказывает заместитель главного врача Алматинской станции скорой помощи Нуржан ЖАКЕШБАЕВ. – Например, мужчина принял препарат, а ему стало плохо с сердцем. Вызывает врачей, но перед семьей стыдно признаться, что он принял препарат, и поэтому молчит. Или женщины скрывают от супруга, что используют запрещенные таблетки, вызывающие аборт. А ведь может открыться кровотечение – это риск летального исхода!
– Люди не понимают, что они могут получить, принимая такие препараты, – говорит Анатолий Мирзоян. – Никто не знает точно, что в составе этих препаратов, как они действуют. Эти таблетки могут загубить желудок, ударить по почкам и спровоцировать еще большие проблемы с потенцией. Некоторые препараты вызывают прилив крови к половым органам, который держится несколько дней. То есть мужчина ходит с эрекцией и не может от нее избавиться. Это на самом деле не смешно. Так можно и свой половой орган потерять, может начаться отмирание клеток.
– Ко мне обращались совсем молодые пациентки с тяжелыми ожогами слизистой влагалища, – рассказал врач-гинеколог Айдар ТОКАЕВ, – сначала скрывали, потом со слезами признались, что использовали какие-то шипучие китайские таблетки, чтобы сделать влагалище совсем маленьким. Я им объясняю, что так вообще можно без детей остаться! Необходимо всю эту гадость уничтожать…
Но кто должен этим заниматься?
Мы дозвонились в департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития.
– Плановые проверки отменены, – говорит заместитель руководителя Мурат МУХАМЕДЯРОВ. – Теперь реагировать мы можем, только если будет жалоба, и не простая, а через прокуратуру. Пострадавший должен приложить препарат, чек, который подтвердит факт покупки. Но, как правило, у людей нет чека. Все, что продается на базарах, идет не как лекарство, а как биологически активные добавки, как пищевая продукция. Поэтому мы их даже проверять не можем – это не фармацевтическая деятельность.
Как запрещенные препараты пересекают границу?
Самый интригующий вопрос: как все эти препараты поступают на наши рынки, ведь их завозят из соседних стран через границу, они проходят через таможенный контроль и остаются незамеченными. И если бы речь шла о единичных фактах, но на теневых рынках нет недостатка в такой контрабандной продукции.
О пресечении каналов поставки сомнительных препаратов становится известно крайне редко. Один из последних случаев – год назад финансовая полиция пресекла канал контрабанды лекарственных средств на таможенном посту “Хоргос”:
“Задержанные в течение длительного времени незаконно занимались ввозом лекарственных средств на территорию Казахстана контрабандным путем, при этом использовали подставных лиц в качестве туристов с целью фиктивного оформления на них контрабандного груза”.
Но что все-таки делает таможенный контроль? К сожалению, дозвониться до этих органов нам не удалось. Зато об особенностях прохождения таких грузов “КАРАВАНУ” рассказал председатель Ассоциации таможенных брокеров Геннадий ШЕСТАКОВ:
– Если говорить о легальном ввозе, то провезти лекарства, фармацевтическую продукцию сложно. У БАДов процедура проще, но там тоже есть и испытание препаратов, и особый контроль. Поэтому все сомнительные препараты идут теневым путем. За незаконный ввоз товаров у нас предусмотрены не только административные, но и уголовные наказания. Но, несмотря на это, поток идет. Это говорит о нежелании контролирующих органов навести там порядок.
Но как же быть в таком случае?
– Решением проблемы может быть только одно – самому обществу заботиться о своем здоровье, – сказал нам заместитель руководителя департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Мурат Мухамедяров. – Нужно понять, что каждый сам отвечает за себя…
Слова, бесспорно, правильные. Но как-то грустно становится от понимания, что с профессиональной потенцией у стражей законности в этом вопросе явно не все в порядке.
***
100 часов эрекции
Вот только несколько примеров из инструкций к сексуальным “чудо-препаратам”: страшно, смешно, опасно (орфография сохранена):
Препарат для мужской силы: “После 15 минут принятия лекарства проявлялен ясный сексуальный импульс на испытании. После принятия одного лекарства можно продлить время 96 ч и после совокупления не проявлять ясное утомление…”.
Препарат для женщин: “После 10 минут от принятия продукта у обыкновенной женщины желание секса сильно повышается, дыхание быстрее, жара вокруг тела, в лице жара горит…”.
В общем, жуть. Почти сто часов эрекции и жар. Как вообще находятся смельчаки, которые готовы испытывать это на себе?