О ключевых тезисах, связанных с нацпроектом, направленным на развитие предпринимательства, а также об основных направлениях и актуальных моментах в вопросе государственной поддержки бизнеса в Казахстане – читайте в материале Caravan.kz.
В октябре прошлого года глава департамента развития отраслей экономики МНЭ РК Олжас Сыздыков отметил, что Национальный проект по развитию предпринимательства сконцентрирован на решении 10 задач по 4 ключевым направлениям — это повышение предпринимательской активности, акселерация роста предпринимателей. Одна из главных задач — повышение доступности финансирования и разгосударствление экономики. Отмечу, что все предусмотренные меры позволят увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 35% к 2025 году.
Говоря о ключевых направлениях и о том, за счет чего намерены повышать предпринимательскую активность, Сыздыков тогда подчеркнул, что повышение предпринимательской активности, в том числе на селе, включает в себя меры по созданию условий для открытия собственного дела, развитию навыков под потребности предпринимателей, в том числе через организацию субсидируемых рабочих мест. Для наращивания бизнес-компетенций среди населения будет предоставлена возможность обучения предпринимательским навыкам. Эта мера охватит 150 тысяч безработных и непродуктивно самозанятых. Нефинансовые меры поддержки получат 637 940 предпринимателей. Также будут созданы 995,3 тысячи рабочих мест, в том числе постоянные – 335,1 тысячи, временные — 660,2 тысячи.
По словам директора департамента, данные меры прописаны в рамках второго направления национального проекта — акселерация роста предпринимателей. До 2025 года планируется пересмотреть все инструменты госрегулирования — это различные требования, разрешения, отчетность, госконтроль. Отчетность будет интегрирована с системой проверок госорганов. Чтобы повысить доступность госуслуг для бизнеса, информационные системы госорганов объединят с порталом «Правительство для бизнеса». Все это поможет кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать мощный импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности.
В этом же ключе господин Сыздыков заверил, что активная государственная поддержка бизнеса будет продолжена. При этом финансовая поддержка будет предоставляться с учетом категории бизнеса и его потребностей. Для субъектов микробизнеса будет представлена финансовая поддержка в виде микрокредитов и грантов.
«Свыше 8,6 тысячи граждан получат доступ к микрокредитам на цели открытия и развития собственного дела. Более 50 тысяч молодых предпринимателей получат доступ к грантам для реализации новых бизнес-идей. 50 тысяч граждан из социально уязвимых групп населения смогут получить гранты для раскрытия своего предпринимательского потенциала», — отметил он.
Также, по словам главы департамента, для субъектов малого и среднего бизнеса будут доступны такие меры финансового стимулирования, как предоставление субсидирования части ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам.
«Одна из мер по поддержке бизнеса – это формирование национальной товаропроводящей сети. К 2025 году будет создано 24 оптово-распределительных центра (ОРЦ). Они будут специализироваться на распределении, торговле и хранении продукции. Будет создано и модернизировано 5 центров трансграничной торговли, планируется также модернизация 103 торговых объектов в стационарный формат», — отметил Олжас Сыздыков.
Кроме того, одним из ключевых направлений тогда было обозначено формирование новых ниш – к примеру, планируется создать благоприятные условия для развития туризма. Для раскрытия туристического потенциала страны будут реализованы около 1000 инвестиционных проектов, в том числе места размещения, туристские комплексы, тематические парки, визит-центры, будет обеспечено развитие сети придорожного сервиса. В результате к 2025 году объем отрасли туризма в ВВП вырастет в 1,5 раза, по сравнению с показателем за 2019 год, объем частных инвестиций в отрасль вырастет более чем в 3 раза. Внутренний туристский поток увеличится с 4,5 млн до 8 млн человек, число въездных туристов — с 1 млн до 3 млн (также к показателям 2019 года). Экспорт услуг по классификации «поездки» вырастет в 6,5 раза — до 3 млрд долларов.
Также, по словам Сыздыкова, планируется оцифровать до 95% деятельность гидов и экскурсоводов, увеличить охват покрытием мобильной связью туристских маршрутов в 1,8 раза, обеспечить охват 95% мест размещения информационной системой E-QONAQ.
Стоит отметить, что Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что развитие конкуренции должно стать приоритетным в деятельности всего государственного аппарата. В этом отношении Сыздыков дополнил, что комплексное развитие конкуренции будет обеспечено посредством реализации трех задач: обеспечение доступа на рынки в сфере электроэнергетики через устранение искажения ценообразования; развитие биржевой торговли; разгосударствление экономики. Сейчас подробнее остановлюсь на основных моментах каждой из этих задач.
«Обеспечение доступа на рынки в сфере электроэнергетики через устранение искажения ценообразования. Эта задача включает в себя меры по увеличению объемов реализации электрической энергии на конкурентных централизованных торгах, отмене дифференциации тарифов на электроснабжение и внедрению онлайн-платформы (marketplace) для смены поставщика электрической энергии. В результате будет обеспечено увеличение доли реализации электрической энергии на централизованных торгах от общего объема реализации до 30%, а также поэтапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей на услуги электроснабжения. Это позволит сократить ежегодные расходы для бюджета до 20 млрд тенге, для МСБ – до 31 млрд тенге. Кроме того, предусмотрено увеличение удельного веса потребителей, перешедших к альтернативным поставщикам электрической энергии в 10 раз», — заявил он.
Вместе с тем — развитие биржевой торговли в рамках обеспечения доступа к «ключевой мощности» и устранения искажения ценообразования. Это вторая задача, которая будет реализована посредством увеличения объемов биржевых торгов, регистрации не менее 50% внебиржевых сделок, формирования прозрачных биржевых котировок, а также регламентации порядка биржевой торговли. К 2025 году биржевой торговлей будут охвачены рынки бензина, дизельного топлива, авиакеросина, битума, сжиженного нефтяного газа.
«И третья задача — разгосударствление экономики. Также предусматривается упразднение и реорганизация 20 монопольных операторов. К 2025 году количество единых операторов сократится в 1,6 раза, до 30 единиц», — дополнил руководитель департамента развития отраслей экономики.
Комплексное развитие конкуренции позволит сократить долю государства в экономике до 14% к 2025 году.
Касаемо финансирования нацпроекта, Сыздыков подчеркнул, что его общий объем составляет 8,5 трлн тенге, в том числе в республиканском бюджете предусмотрено более 1 трлн тенге, в местных бюджетах — 125 млрд тенге. Также будет привлечено 7,3 трлн тенге частных инвестиций.
«Уточню, что Национальный проект сфокусирован на развитии малого бизнеса для повышения продуктивной занятости; укреплении среднего бизнеса — драйвера диверсификации отраслей экономики; комплексном развитии конкуренции для создания равных условий для субъектов предпринимательства. По результатам реализации Национального проекта будут достигнуты следующие стратегические показатели: увеличение доли МСП в ВВП до 35%; создание 995,3 тыс. рабочих мест; снижение доли государства в экономике до 14%», — привел в заключение цифры глава департамента.
В феврале 2022 года отечественные СМИ сообщили, что национальные проекты в Казахстане будут реализовываться с использованием проектного подхода. Для этого создан офис, разработана система онлайн-мониторинга, рассказала тогда же директор департамента политики проектного управления Миннацэкономики Илона Шварцкопф.
«Нормативная и правовая база проектного управления утверждена, она включает правила осуществления проектного управления и типовой регламент проектного управления госорганов. Эти документы регламентируют деятельность госаппарата по управлению портфелями, программами и проектами на трех уровнях госуправления: на уровне правительства, госорганов и проектных команд», — отметила она на брифинге в СЦК.
Проектный подход отличается своим фокусом на измеримые целевые показатели и индикаторы результатов, персонификацию ответственности за недостижение запланированных целей, на работе, основанной на принципах Agile.
По каждому нацпроекту определен куратор на уровне заместителей премьер-министра и руководители национальных проектов на уровне министров.
Для мониторинга процесса реализации нацпроектов правительством создан офис, персонал которого сформирован за счет текущей штатной численности государственных органов и заинтересованных организаций. Офис разработал систему онлайн-мониторинга.
Также им осуществляется постоянная организационно-методологическая поддержка и обучение персонала всех 44 проектных офисов.
«Сам проектный офис — не организация, не госорган, не подразделение. Прямо в положении об офисе указывается матричный подход, когда сотрудники проектного офиса являются действующими сотрудниками заинтересованных госорганов. Костяк составляют сотрудники центра проектного управления канцелярии премьер-министра (например, я сам являюсь сотрудником канцелярии премьер-министра), сотрудники департамента политики проектного управления Министерства нацэкономики и сотрудники Академии госуправления. Также есть сотрудники, предоставленные различными институтами. Не все госслужащие. Финансирование производится за счет командирующей, направляющей организации. Расчетная штатная численность проектного офиса предусматривается в количестве 42 человек, сейчас работают 18 человек. Мы находимся в процессе подбора персонала. Бюджет специально не утверждается, поскольку зарплату люди получают за счет своих госорганов», — пояснял руководитель офиса Арман Евниев.
Как подчеркнул Евниев, общественники или эксперты могут стать членом группы общественного мониторинга, получить доступ в информсистему и участвовать в мониторинге, в обсуждении, в корректировке KPI либо сумм бюджета, в контроле выполнения задач или фиксации просрочки выполнения задач и другом.
Он добавил, что офис готов откликаться на мнение любых инициативных групп, общественных организаций, которые готовы участвовать в этой работе.
В этой связи стоит напомнить, что 7 октября 2021 года президент Касым-Жомарт Токаев утвердил перечень 10 национальных проектов:
1. Национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация».
2. Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация».
3. Национальный проект «Ұлттық рухани жаңғыру».
4. Национальный проект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций».
5. Национальный проект по развитию предпринимательства.
6. Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны».
7. Национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев».
8. Национальный проект «Зеленый Казахстан».
9. Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса.
10. Национальный проект «Безопасная страна».
Опять же остановимся на нацпроекте под седьмым пунктом.
Нацпроект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев» охватывает 5 направлений. Это индустриально-инновационное развитие, развитие нефтегазохимического и энергетического комплексов, геологической отрасли, а также продвижение несырьевого экспорта.
«Общий объем финансирования национального проекта составляет 15,9 трлн тенге, в том числе в республиканском бюджете предусмотрено 402 млрд тенге. Предполагается привлечение 15,5 трлн тенге частных инвестиций. Национальный проект направлен на обеспечение устойчивого экономического роста на уровне не ниже 5% к 2025 году», — сообщил в октябре Асет Иргалиев, занимавший тогда пост министра нацэкономики.
Планируется запуск 418 индустриальных проектов, которые будут способствовать увеличению объемов производства и расширению номенклатуры товаров обрабатывающей промышленности, будет обеспечен выход на внешние рынки 1000 активных экспортеров, а также вывод порядка 350 экспортеров на международные электронные платформы, такие как Alibaba и Amazon. Для выпуска высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности к 2025 году планируется ввести в эксплуатацию 5 нефтегазохимических заводов.
«Через активную модернизацию энергетического комплекса доля электроэнергии от возобновляемых источников энергии в общем объеме производства достигнет 6%. В результате принятых мер в 1,5 раза увеличится производство продукции обрабатывающей промышленности. В 2 раза увеличится несырьевой экспорт, составив 41 млрд долларов в 2025 году, а инвестиции в основной капитал несырьевого сектора увеличатся на 75%. Производительность труда в экономике вырастет в 1,2 раза. За счет модернизации энергетического комплекса будет осуществлен ввод 2000 МВт дополнительных мощностей возобновляемых источников энергии. Охват геологической изученности территории увеличится до 2,3 млн кв. км», — рассказал экс-министр.
Одной из главных задач национального проекта является повышение доступности финансирования для субъектов предпринимательства и разгосударствление экономики. Планируется создание и модернизация национальной товаропроводящей сети. Для повышения предпринимательской активности 690 тыс. субъектов МСБ будут охвачены мерами государственной поддержки. В рамках «Бастау Бизнес» количество предпринимателей, открывших собственное дело, вырастет в 2 раза, в том числе 55 тыс. сельских предпринимателей получат точечную поддержку. Для создания современных форматов торговой инфраструктуры будут увеличены многоформатные торговые объекты с 6 до 132 единиц.
«Комплексное разгосударствление позволит сократить долю государства в экономике до 14%. В целом принятые меры позволят увеличить долю МСП в ВВП до 35% к 2025 году», — рассказал Асет Иргалиев.
Тут же стоит упомянуть и о двух других нацпроектах.
Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» направлен на обеспечение равного доступа к базовым услугам и транспортной связанности страны как между регионами, так и внутри них. В рамках реализации указанных 2 направлений предусмотрено 4 задачи, 20 показателей и 94 мероприятия.
«Общий объем финансирования национального проекта составляет порядка 7,6 трлн тенге, в том числе в республиканском бюджете предусмотрено более 4 трлн тенге, в местных бюджетах — 786 млрд тенге. Данные средства позволят привлечь порядка 2,8 трлн тенге частных инвестиций», — рассказал бывший министр.
Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» предусматривает привлечение 13,5 трлн тенге инвестиций в жилищное строительство, возведение 16 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения; увеличение пропускной способности сообщения Китай — Европа — Китай в 5 раз за счет строительства вторых путей и электрификации участка «Достык – Мойынты»; строительство высокоскоростной магистрали «Туркестан — Шымкент — Ташкент».
«По итогам его реализации будут достигнуты следующие целевые показатели: в городах и селах будет обеспечен 100%-ный доступ к услугам водоснабжения и водоотведения. До конца 2025 года будет модернизовано 3 561 опорное и спутниковое село с потенциалом развития. Будет введено 103 млн кв. м жилья. Все дороги республиканского значения будут доведены до хорошего состояния, а доля автодорог местного значения в хорошем состоянии составит 95%. Повышение качества автомобильных дорог позволит увеличить объем транзитных грузопотоков до 30 млн тонн к 2025 году», — отметил тогда бывший глава Миннацэкономики.
Реализация 3 национальных проектов позволит обеспечить устойчивый экономический рост на уровне не ниже 5%, повысить доходы населения на 27% и создать 450 тыс. постоянных рабочих мест по всей стране, а также улучшить позиции Казахстана по качеству инфраструктуры в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума до 40-го места.
В марте 2022 года премьер-министр РК Алихан Смаилов прокомментировал возможность установления специальных налоговых льгот и преференций для малого и среднего бизнеса в приграничных районах страны.
«Налоговым законодательством предусмотрены налоговые льготы, которые предоставляются для развития и поддержки определенных отраслей экономики, уязвимых категорий налогоплательщиков вне зависимости от региональной принадлежности. В целях поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены специальные налоговые режимы, которые постоянно совершенствуются с учетом баланса потребностей предпринимателей и государства. Учитывая вышеизложенное, предложение требует анализа и проработки со всеми субъектами предпринимательства и другими заинтересованными сторонами», — написал Алихан Смаилов в ответе на депутатский запрос.
Он также поделился мнением касательно возможности использования льготного кредитования по ставке не более 2%.
«Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы объединил в себе несколько задач, направленных на создание условий для открытия и расширения малого и среднего бизнеса. Так, в рамках указанного национального проекта предусмотрено субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, при этом конечная ставка по кредиту предпринимателя составляет 6% годовых. По гарантированию кредитов увеличены суммы кредитов, по которым предоставляются государственные гарантии. По кредитам до 360 млн тенге размер гарантий составляет 85 %, по кредитам до 1 млрд тенге гарантии составляют 50% (ранее по кредитам до 60 млн тенге гарантия составляла 85%, по кредитам до 360 млн тенге –50%)», — пояснил премьер.
Также, по его словам, по двум инструментам поддержки сняты отраслевые ограничения. Это позволяет малому и среднему бизнесу вне зависимости от рода деятельности стать участником программы и получить льготное финансирование. Наряду с вышеуказанными изменениями разработано новое направление по микрокредитованию микро- и малого бизнеса (максимальная сумма по кредиту — не более 5 млн тенге, со сроком субсидирования до 2 лет. На инвестиционные цели предельная сумма займа — 20 млн тенге со сроком субсидирования до 3 лет).
«Главой государства на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года поручено увеличить размер гранта с 200 до 400 месячных расчетных показателей для открытия или развития своего дела. Реализация мер поддержки по предпринимательству предусмотрена через единый портал поддержки предпринимательских инициатив, работающий по принципу «единого окна». Вместе с тем вопрос снижения ставки (не более 2%) льготного кредитования будет проработан в рамках рабочей группы по выработке предложений новых подходов развития приграничных территорий», — отметил в заключение глава кабмина.