Кость на память, плевок в рот ребенка: какие казахские традиции могут поразить иностранцев - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+13 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кость на память, плевок в рот ребенка: какие казахские традиции могут поразить иностранцев

Кость на память, плевок в рот ребенка: какие казахские традиции могут поразить иностранцев

С некоторыми необычными традициями современные казахи сталкиваются до сих пор.

  • 12 Марта 2022
  • 27345
Фото - Caravan.kz

Я узнала об этом на личном опыте. Когда моему сыну было два месяца, он перепутал день и ночь. С восьми вечера до восьми утра ребенок мог ненадолго уснуть, только если его непрерывно укачивали на руках. Это было очень тяжело, даже несмотря на помощь бабушки. В результате ей посоветовали два старинных способа решения проблемы.

Первый, которым мы и воспользовались, — занести ребенка в курятник. Хватило десяти секунд — тем же вечером сын спокойно заснул и до утра просыпался только один раз на плановое кормление. Что поражает меня до сих пор, этот способ сработал и на других детях, а их было четверо или пятеро, родителям которых я посоветовала метод. Очень просто и при этом даже с какой-то внутренней логикой.

Про второй способ, который нам предложили весьма пожилые дамы, такого не сказать. Заключается он в следующем: надо найти женщину, которой минимум 80 лет, взять ее калошу и трижды постучать подошвой этой калоши по губам младенца. У нас есть родственницы преклонного возраста, но ни одна из них не носит калош. А уж стучать обувью по губам ребенка… В общем, этот вариант мы даже не рассматривали, особенно когда курятник сработал как надо.

Редакция Caravan.kz предлагает узнать больше о почти забывшихся старинных традициях, которые показывают, что описанный выше обычай — далеко не самая необычная вещь, которую делали наши предки.

Дать собаке поесть из подола невесты

В подол платья клали корм, потом приводили собаку и давали ей наесться. Этот обряд был, по сути, благословением, которое должно было помочь девушке благополучно родить много детей

Гонка с казаном и косточка на память

Обе эти традиции связаны с родами. Первая — жарысказан. Когда у женщины, из подола которой когда-то поела собака, начинались схватки, одна из родственниц, не занятых в помощи роженице, начинала готовить. Женщина громко комментировала свои действия, в том числе приговаривая: "Что раньше случится: пища в черном котле сварится или черная баба разродится?" — и старалась издавать всяческий шум. Смысл традиции был в том, чтобы отпугнуть нечисть. Все свободные члены семьи создавали максимум шума снаружи юрты, могли даже из ружей стрелять.

Элемент интерьера

За еду садились только после удачных родов. Часто для этой трапезы резали барана. После рождения младенца шейный отдел позвоночника этого барана следовало повесить повыше в доме, чобы ребенок рос крепким, здоровым и быстро научился держать голову. Этот обычай до сих пор распространен довольно широко, я неоднократно встречала подвешенные куски бараньего хребта даже у городских казахов.

Старуха умерла

Это буквальный перевод названия другой свадебной традиции. Цель ее была в том, чтобы защитить молодых от невзгод в этот важный для них день, чтобы ничто не омрачило им той. Поэтому в какой-то момент одна из присутствовавших на тое пожилых женщин со стороны невесты притворялась мертвой. Жених с друзьями начинали проверять, действительно ли она "умерла", — всячески пытались рассмешить ее, щекотали и т.д. Если женщина выдерживала испытание, ей в руки клали подарок, и она "оживала".

Вместо цветов для подружек невесты

Так как резать барана было принято по любым достаточно крупным поводам, с этим было связано много обычаев, не только описанный выше. Например, во время свадебного тоя в своей юрте жених выбрасывал через шанырак обглоданную баранью кость. Этот обычай был пожеланием благополучия, таким образом жених загадывал, чтобы дым из нового очага всегда шел ровно вверх.

Но была и другая сторона. Вокруг стояли заранее предупрежденные парни, каждый из которых пытался поймать косточку. Тот, кому удавалось это сделать, по поверьям, женился следующим.

При этом бросать нужно было не глядя, что усложняло задачу. Иногда даже приходилось дарить подарок женщине, которая соглашалась помочь жениху с задачей.

Лоскуток на память

Также жених заранее привозил родителям своей суженой красивую ткань. Но из нее не шили одежду или что-то еще, ее разрывали на кусочки на прощальном ужине невесты перед отбытием в аул жениха и раздавали всем гостям на память.

Плюнуть ребенку в рот

Нередко родные малыша специально просили гостя это сделать, но такой чести удостаивались далеко не все. Только выдающиеся люди, прославившиеся исполнительским или ораторским мастерством, мудростью или какими-то умениями. Считалось, что через плевок от знаменитости ребенку передастся немного таланта, что в перспективе сулило малышу успех, а его близким — почет за то, что вырастили уважаемого человека.

Поймать собаку

С аульными псами связана еще одна забавная и добрая традиция. Для нее брали одну из рубашек, которую надевали на новорожденного в первые 40 дней его жизни. В одежку заворачивали сладости, привязывали ее к собаке и отпускали животное, которое пыталось убежать от детей, решивших полакомиться. За детьми в свою очередь приходили взрослые женщины, которые не могли забеременеть, и выменивали рубашку на дополнительные угощения, потому что считалось, что она приносит удачу и помогает стать родителями.

Не бежать

При этом бежать к своему дому было запрещено категорически, не важно, что происходит. Все дело в том, что казахи верили: бежать к родному очагу может только человек, который несет дурные вести. А если пробежать просто так, можно приманить несчастье.

Припасть к родной земле

У большинства народов мира есть свои традиции, связанные с возвращением домой после долгого отсутствия, но обычно они связаны с тем, как показать своим близким, что человек их не забыл. У казахов обычай другой. Когда кто-то возвращался издалека в родные места, где давно не был, ему следовало лечь на землю и покататься по ней, а еще лучше вываляться, чтобы почувствовать себя снова дома.