Балалайка согреет
– Два года назад вы создали проект “Алдаспан”, представив на суд зрителя электродомбру…
– За эти два года мы проделали пятилетний путь, выпустив пять альбомов в разных рок-жанрах. Заняли второе место в известном всем металлистам чарте. Там участвовали сотни, если не тысячи групп. А когда в Алматы приезжал легендарный гитарист Макс Кавалера и его коллектив Soulfly, мы были на разогреве на этом концерте! Это мечта многих металлистов всех стран!
– Вы прославили электродомбру и стали создавать электрожетыген и даже, что еще более удивительно, электробалалайку!
– На второй год нашего проекта пришла мысль сделать электрическими различные струнные инструменты Евразии. Начали с электрожетыгена и собрали новый коллектив – группу “Шарапат”. Жетыген – это аналог гуслей. Электрожетыген издает высокий спектр нот, но для полноценного ансамбля не хватает средних и низких частот. Поэтому в группе “Шарапат”, где публика услышала новый инструмент, надо было эти спектры добавлять. Я пришел к мысли, что для средних и низких частот можно использовать ритм и бас электродомбры. Таким образом ритм-секция наших этногрупп создается на базе новых электрических и в то же время старых инструментов тюрков. А что касается еще одной группы – “Байдана”, где ребята играют на электробалалайках, то, подумав о нашем той-бизнесе, понял, что для свадеб и торжеств 3,6 миллиона русского населения в Казахстане нет современного живого этнического ансамбля с народными песнями в современной интересной обработке. Гитарами не удивить, а вот балалайки, уверен, согреют душу казахстанцам, любящим народные русские и казацкие песни.
Родственные “души”
– Домбра и балалайка – инструменты-родственники?
– Домбра имела много видов и вариаций ладов. В музее народных инструментов есть треугольная домбра, то есть копия балалайки. В XIV веке на Руси появился инструмент, у которого было три струны, – домра. Вполне вероятно, что она пришла из тюркского мира. Еще одна причина создать ансамбль “Байдана” – сходство казацких песен с казахскими народными. Например, песня “Бир бала” и “Ой, то ли вечер”. Русское народное творчество богато песенным искусством, но нет исполнительской традиции, как кюи у казахов. Мне кажется, наличие в “Байдане” профессионального домбриста даст толчок балалаечной игре. Думаю, интересно послушать кюи Курмангазы на балалайках. Поет в группе фронтмен Александр Фролов. Само слово “байдана” звучит по-тюркски, хотя древнерусское означает “кольчуга”.
– Как нашли ребят для группы балалаечников – “Байдана”?
– Слава Богу, после шести ротаций мы утвердили состав за год! Для меня это была катастрофа. Год искать музыкантов… Современная молодежь не имеет четкого представления о значимости и звучании народных инструментов и смотрит на все через призму гитары.
Бери, играй, импровизируй
– Какую роль вообще этника может играть в современном мире?
– Народ хранил и будет хранить эту традицию. Этническая музыка – это проверенный конь, который понесет любого исполнителя в историю. Кроме того, именно этника афроамериканцев дала блюз, потом появился ритм-энд-блюз, затем рок-н-ролл – и понеслось. Уверен, что рок – тоже детище этники. Здесь есть простор для импровизации и нет авторских прав на народные вещи. Бери, играй и переделывай, экспериментируй – и ты никого не повторишь. В попсе жесткая конкуренция, и надо жертвовать многими принципами, чтобы пробиться. Сейчас в мире наблюдается стагнация развития музыки, и я убежден в этнороке как в источнике новых идей.
– Какие инструменты, на ваш взгляд, можно также перевести в электро?
– Можно в электро переделать казахский шертер, небольшой трехструнный инструмент. Кобыз уже есть, электроутар есть, как и турецкий саз. Можно сделать и электроадырну – древний многострунный музыкальный инструмент.
Алматы