В Актауском аэропорту, к примеру, должности, которые раньше занимали только мужчины, сейчас – за женщинами. Одна управляет самолетами, но не за штурвалом, а с земли, вторая – целым аэропортом.
Вот самолет заходит на посадку, а все наземные службы – в полной боевой готовности. К уже приземлившемуся воздушному судну подходит на вид совсем еще девчонка. Ей нужно поставить переднее колесо самолета строго на определенную точку, чтобы потом подогнать телескопический трап точно к пассажирской двери. Она даже литерные рейсы (рейсы высокой важности) так может поставить, чтобы трап был непосредственно перед государственным флагом, говорят о ней коллеги. Эта девочка – Елизавета САЗОНОВА. Она – агент по перронному обслуживанию. На ее хрупких плечах полный цикл наземного обслуживания, начиная со встречи воздушного судна до его выпуска.
Елизавета встречает борт, ставит его на стоянку, устанавливает упорные колодки, делает осмотр на наличие повреждений, подгоняет телескопический трап, полностью контролирует процесс заправки и погрузки-выгрузки багажа.
– Оно же тяжелое! – удивляются девушки-журналисты, когда Елизавета подходит к буксировщику и подсоединяет к нему устройство для буксировки самолета.
– Ничего, справится! – отвечают коллеги Елизаветы.
Лизе всего 24 года, из них 5 лет она работает в авиации. Начинала со службы перевозок, регистрировала пассажиров. А год назад ей предложили поработать в службе перронного обслуживания.
– Я обдумывала почти 2 недели, но потом поняла, что нужно развиваться дальше, и приняла предложение. Тем более я сейчас учусь в институте авиационной техники в г. Самаре, в этом году уже защищаю диплом.
Елизавета говорит: в работе всегда помогают и поддерживают коллеги. Среди них – только мужчины. Она единственная девушка в службе перронного обслуживания. Ее работу не видят пассажиры, но без Елизаветы не взлетит ни один самолет. В смену она встречает и провожает до 15–20 бортов.
– Поначалу были такие взгляды: что она здесь забыла? Но в итоге я влилась в коллектив, выучилась, всю документацию перечитала. Сложнее всего физически, ведь большая часть оборудования тяжелая, и мужчинам, конечно, намного проще, чем женщинам.
После окончания института Елизавета останется работать в Актауском аэропорту. А коллеги пророчат ей большое будущее в комитете гражданской авиации.
Учитель Елизаветы, Михаил КОНОНЕНКО, гордится своей ученицей. Сам Михаил работает в авиации уже 43 года и впервые учил агента по перронному обслуживанию – девушку. Первые 2 недели ходил за ней след в след, признается Михаил:
– Это моя самая любимая ученица. Я заметил ее еще тогда, когда она работала в перевозках – смышленая, быстро всё схватывает. Поэтому предложил поработать здесь. В дальнейшем хочу переманить еще кого-нибудь из перевозок, чтобы девчонки шли на эту работу.
Руководит всеми этими службами, да и вообще всем аэропортом, тоже женщина. Меруерт ЖОЛДЫБАЕВА – единственная женщина-руководитель аэропорта в Казахстане. По профессии она – журналист, училась в Турции. Но по семейным обстоятельствам вернулась в Казахстан. Выбор, в какой город поехать, не стоял – супруг Меруерт работает в морской отрасли, поэтому семья переехала в Актау.
– В 2008 году поступило предложение поработать по проекту реконструкции аэропорта. Как раз накануне был подписан договор с турецкой компанией-инвестором по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы. Начинала работу в качестве ассистента совета директоров, так как знала английский, турецкий, казахский и русский. В том же году меня отправили на курсы по менеджменту качества, затем работала начальником отдела стандартов, внедряла международные и авиационные стандарты.
В 2013 году Меруерт повысили до заместителя председателя правления международного аэропорта Актау. А в прошлом году генеральный директор аэропорта ушел на пенсию, и на его место назначили Меруерт Жолдыбаеву. Под ее руководством сейчас работают более 600 человек.
– Конечно, это большая ответственность, но мне повезло с кадрами в аэропорту. Они обучают молодежь, и меня тоже учили. Распределяю ответственность, работаю с ними плечом к плечу, поэтому мне намного легче руководить.
В прошлом году Меруерт Жолдыбаева запустила еще одну воздушную гавань. Аэропорт в Туркестане, построенный с нуля в кратчайшие сроки, – это “младший брат” Актауского аэропорта.
– Самое главное для меня – это поддержка моей семьи. И муж, и сын понимают, что у меня очень ответственная работа, поэтому разделяют со мной бытовые обязанности. Я им очень за это благодарна! – признается Меруерт Жолдыбаева.
АКТАУ