Пока дремлют акимы и полиция…
Год назад были озвучены масштабы браконьерства на Зайсане: только судака за пределы области за три года (с 2010 по 2013 год) вывезено 8,8 тысячи тонн – на 2,3 тысячи тонн больше утвержденного лимита. Возбуждено 13 уголовных дел. Причины – попустительство правоохранительных органов, отсутствие работы в прибрежных селах.
Сейчас – новые шокирующие факты: в 2014 году прокуроры изъяли из незаконного оборота 130 тонн рыбы, возбуждено 28 уголовных дел. Выявлена преступная группа во главе с сельским акимом, она занималась на Зайсане ловом, хранением и переработкой рыбы. Ущерб – 127 миллионов тенге! На январской коллегии глава областной прокуратуры Багбан ТАИМБЕТОВ не скрывал возмущения: беззаконие во многом сохраняется из-за благодушия районных акимов и начальников отделов внутренних дел:
– По начальникам районных подразделений поставлю вопрос о соответствии занимаемой должности, я уже представление подписал. Буду добиваться освобождения этих начальников.
Речь – о Тарбагатайском, Курчумском, Кокпектинском и Зайсанском районах, которые прилегают к главному озеру Восточного Казахстана. Население аулов – несколько сотен человек, каждый рыбак на виду. Но, как съязвил природоохранный прокурор региона Бакытжан ИЗГУТТИНОВ, полицейские никак не могут сориентироваться:
– За год в четырех районах полицейские возбудили 331 административное дело, две трети – по незначительным нарушениям, например за ловлю удочкой. В Курчумском районе в среднем вес изъятой рыбы – 1,2 килограмма. Где и как удается найти таких мелких браконьерчиков?
Потрачено 60 миллионов. Эффект – две рыбины?
С похожей “эффективностью” в прошлом году сработала инспекция рыбного надзора: в среднем за месяц сотрудниками составлено 2,5 протокола. Хотя прокуратура лишь за один рейд обнаружила на озере 42 незарегистрированные лодки, изъяла из торговли 50 километров синтетических сетей. Вопросы вызвала и громкая акция зарыбления осетром и стерлядью. Из бюджета потрачено 60 миллионов тенге. Но за два года ученые и промысловики нашли в сетях всего два осетра. Куда делись 210 тысяч штук молоди?
– Предыдущий руководитель сейчас находится в Павлодарской области, – заметил прокурор Таимбетов, имея в виду бывшего начальника Зайсан-Иртышской бассейновой инспекции рыбного хозяйства Маулена КАНАТБАЕВА. – Нами направлено представление на имя министра сельского хозяйства об освобождении его от занимаемой должности. И все инспектора, не принимающие мер, должны быть уволены.
Уголовное дело возбуждено по факту продажи в частные руки Бухтарминского нерестово-выростного хозяйства (БНВХ). Скандал разгорелся два года назад. Выяснилось, что хозяйство (крупнейшее в бывшем СССР) после реконструкции стоимостью 100 миллионов тенге, выделенных по линии социально-предпринимательской корпорации “Ертис”, было приватизировано частником за… 14 миллионов.
Как кормить семьи?
Как отметил областной прокурор, минувшей зимой он лично побывал в поселках на берегу Зайсана. И убедился: иной работы, кроме рыболовства, здесь нет. Местным акимам было дано указание составить программы развития альтернативной экономики. В Тарбагатайском районе для главного рыбацкого поселка Тугыл специально выделили дополнительно 75 тысяч гектаров земли. Что в итоге? Земля пустует, микрокредиты по госпрограммам получили единицы. Население практически поголовно кормится на озере.
– На разведение скота нужно 4–5 лет, да еще с риском прогореть из-за нехватки кормов или инфекции, – пояснили в управлении сельского хозяйства. – А на рыбу – спрос всегда.
В 2013 году в прибрежных селах нашли в холодильниках около 200 тонн незаконно добытой рыбы. В 2014-м только в Курчумском районе выявили 49 незарегистрированных холодильных складов, в Тарбагатайском – 21, в Кокпектинском – 15.
– Вокруг Зайсана – 25–30 тысяч человек, если мы мораторий объявим, им не на что будет жить, – заключил Багбан Таимбетов. – Выход один – заставлять работать законно. Природопользователи должны заниматься зарыблением, частники – зарегистрировать холодильники, лодки, платить налоги. На сегодня запас рыбы в Зайсане сократился вдвое, завтра нечего будет ловить. Хотя озеро должно служить будущим поколениям.
Усть-Каменогорск