А что если северный сосед и в наших действиях углядит что-то, из-за чего снаряды российских “Градов” полетят уже на территорию Казахстана? Да и как выжить казахстанской экономике, тесно связанной с экономикой России?
22 февраля Российская Федерация признала независимость ЛНР и ДНР, или, по определению Украины, ОРДИЛО / ОРДЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей), входящих в состав временно оккупированных территорий. Практически сразу западные страны уже объявили о том, что за такую инициативу они наградят россиян новым пакетом санкций. Часть из ограничений уже даже озвучена: так, Евросоюз заявил, что вводит запрет на торговлю российскими гособлигациями. Расширяется и персональный санкционный список – в него войдут депутаты Госдумы, проголосовавшие за принятие независимости ЛНР и ДНР, банки, работающие в Донбассе и финансирующие военные операции. Запретить любые финансовые операции в своей юрисдикции 42 российским предприятиям, среди которых – 5 банков, футбольный клуб и коммерческие фирмы, решили и США. Под вопросом “Северный поток – 2”. Возможно, его тоже заблокируют, но это вызовет существенный рост цен на бензин в самих западных странах.
Глава МИД РК Мухтар ТЛЕУБЕРДИ уже заявил, что Казахстан в этом вопросе придерживается нейтралитета и признавать ЛНР и ДНР не будет.
В то же время никто не отрицает: Россия – ближайший сосед и стратегический партнер республики, поэтому антироссийские санкции могут косвенно сказаться и на нас.
По этому поводу Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ собрал экстренное заседание Совбеза. Как сообщается, Казахстан не исключает ухудшение обстановки в результате военно-политического и санкционного противостояния. Поэтому Токаев распорядился разработать меры для минимизации возможных экономических и иных рисков.
И уже через день, 24 февраля, стало очевидно: риски будут гораздо больше, чем предполагалось – в 5 утра по московскому времени Президент РФ Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции в Донбассе. По факту, как сообщают СМИ Украины, атаке российских войск подверглись базы военных близ Одессы, Мариуполя, Харькова. Неспокойно и слышны взрывы и в других городах, в том числе – в Киеве.
МИД РК начал эвакуацию наших граждан из Украины. По данным “Форин Офиса”, на временном консульском учете в Украине состоят 517 казахстанцев (сотрудники посольства и члены их семей, студенты, представители бизнеса). На постоянном консульском учете состоят 1 113 человек. Сколько при этом тех, кто въехал в страну и не встал на консульский учет, – неизвестно.
Тенге, живи!
На фоне тревожных сводок с театра боевых действий стал существенно проседать российский рубль, а вслед за ним – тенге. К обеду четверга официальный курс нашей валюты составил 452,9 тенге за доллар. Хотя в обменниках зеленый торговался и по 460, и даже по 470 тенге.
Чтобы сдержать рост курса доллара, Нацбанк влил на биржу 107 миллионов долларов. Как долго будут продолжаться эти интервенции? Эксперт международной брокерской группы “Tickmill” Арман БЕЙСЕМБАЕВ считает, что девальвация тенге тем вероятнее, чем ниже падает рубль.
– Если рубль не упадет до условных значений 100 рублей за доллар, то и тенге ничего не грозит. В то же время веских оснований для падения тенге нет: наши торговые отношения не пострадали, война имеет локальный характер и не затрагивает интересы Казахстана, – говорит Бейсембаев.
Часть европейских санкций касается торговли нефтью и углем. Германия уже заявила, что не будет покупать у России ни то ни другое. На фоне этих новостей начала дорожать нефть. Черное золото марки “Brent” уже торгуется на биржах по 103 доллара за баррель.
Это, как предполагает Арман Бейсембаев, благотворно скажется на казахстанской экономике в краткосрочном периоде. Но через пару месяцев она, скорее всего, подешевеет – при столь высоких ценах становится выгодной добыча сланцевой нефти. Что снизит дефицит на рынке и, как следствие, цену.
Хитрые русские всё спланировали?
В то же время, как уверен финансовый аналитик, россияне отлично подготовились к новым западным санкциям. И слова Владимира Путина о том, что “Россия готова к любому сценарию”, – не пустая бравада.
– За несколько недель до всех этих событий они проводили стресс-тестирование своих банков – как будет функционировать банковская система в условиях отсутствия поступлений инвалюты. Стресс-тестирование, надо сказать, провалилось. Но это тоже результат – они увидели, что в случае полного запрета инвалюты банковская система рухнет. Поэтому на фоне истерии о том, что Москва будет нападать на Киев, в Россию грузовиками завозились доллары и евро. Вполне возможно, что параллельно принимаются иные меры повышения устойчивости российской банковской системы, – рассказывает он.
При этом Арман Бейсембаев не исключает, что косвенно от текущих событий пострадает казахстанский бизнес – вполне возможно, что под шумок кто-то захочет поделить предприятия в самой Украине, возможно, российские бизнесмены начнут активнее заходить на казахстанский рынок. Но это те риски, которые нельзя исключать и без истории с независимостью Донбасса.
Возможен ли украинский сценарий в Казахстане?
Вместе с тем многие опасаются, что после раздела Украины Россия нацелится на часть земель Казахстана. Президент общественного фонда “Мир Евразии” Эдуард ПОЛЕТАЕВ называет такой сценарий фантастическим и напоминает: Казахстан давно и полностью завершил все законодательные процедуры демаркации госграницы.
– Никто эти международные договоры нарушать не решится. Это – во-первых. Во-вторых, то, что происходит в Украине, началось далеко не вчера. Конфликт между ее западной и восточной частями длился давно, и запрос на раздел шел именно изнутри страны. В Казахстане нет политических причин для подобных сценариев. Со стороны казахстанских русских нет никаких запросов о политизации какого-либо процесса, о какой-либо автономии и так далее, – подчеркивает он.
Вместе с тем эксперт не исключает, что в свете сложившейся ситуации на казахстанский истеблишмент усилится давление со стороны противников интеграции РК и РФ. Это Полетаев считает одним из главных рисков для республики в свете сложившейся ситуации.
Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК доктор политических наук Санат КУШКУМБАЕВ понимает опасения тех, кто боится повторения украинского сценария в нашей стране.
– Границы бывших советских стран были прочерчены во время СССР, и опасения людей понятны: если так произошло с одной страной, то что мешает применить этот опыт и на других? – объясняет он.
Но тут же подчеркивает: в реальности этот сюжет не состоится. Если по отношению к Украине в риторике российских властей всегда звучали нотки недовольства, то Казахстан Президент РФ всегда называет не иначе, как “партнером” и “равным союзником”.
– Военные действия в Украине, естественно, накалят ситуацию во многих странах. Будут сторонники и противники действий той или иной страны – нечто похожее мы наблюдали в 2014 году, когда был предыдущий виток событий. Но казахстанцы, судя по событиям 2014–2015 годов, всё же находили баланс риторики, – говорит Санат Кушкумбаев.
Что же касается военного конфликта, то, как считает политолог, хотя ситуация и похожа очень сильно на начало Третьей мировой войны, скорее всего, будет нечто, похожее на события августа 2008 года в Южной Осетии. Тогда, напомним, Россия в рамках “операции по принуждению к миру” ввела войска на территорию Грузии 7 августа, 12 августа бои были остановлены, а 14 августа был подписан договор о мирном урегулировании грузино-южноосетинского конфликта.
– Пока всё развивается именно по этому сценарию. Скорее всего, НАТО не будет вводить войска на территорию Украины. Всё, что они делали ранее, – это оказывали помощь вооружением и инструкторами. Все прекрасно понимают, что Россия – ядерная держава, и риск масштабного конфликта очень велик. Так что пока США и ЕС будут ограничиваться санкциями. Причем санкционная спираль будет разворачиваться, – говорит Кушкумбаев.
По мнению Саната Кушкумбаева, Россия будет настаивать на выводе украинских войск с территории Луганской и Донецкой областей в рамках административных границ, не ограничиваясь только теми населенными пунктами, которые подконтрольны правительствам ЛНР и ДНР.
Он, как и Арман Бейсембаев, предполагает, что никакие санкции Россию уже не пугают. Экономика РФ адаптировалась жить под санкциями, нарастила свой потенциал и сейчас, что не исключено, расширит влияние в Казахстане. А вот насколько отечественные бизнесмены готовы к росту российского импорта – вопрос отдельный.
В то же время Эдуард Полетаев считает, что российским бизнесменам сейчас интереснее рынок Узбекистана. Именно туда они при закрытых европейских рынках и направятся. Поэтому, как уверен эксперт, антироссийские санкции Казахстану практически ничем не грозят.
– Евросоюз – наш основной торговый партнер, мы продаем ему в основном ресурсы. Казахстан высказал свою позицию нейтралитета, поэтому вряд ли какой-то из пакетов санкций нас коснется. Возможно, возникнут сложности по логистике, но, опять же, имеющийся опыт показал, что всегда находятся способы договориться. Если говорить о товарообороте с Украиной, то не стоит также забывать и о логистике через Кавказ, – говорит он.
Получается, нас никакие экономические и политические потрясения не коснутся? Экономист Айдархан КУСАИНОВ уверен, что в свете конфликта Украины и России – мы вне опасности. Но у нас есть внутренние и гораздо более существенные угрозы, связанные с недальновидностью отечественной денежно-кредитной политики. И тут нам надо бы взять пример с северного соседа.
– На поддержание сильного тенге тратятся деньги Нацфонда, квазигоссектора, с недавних пор 350 крупнейших казахстанских компаний тоже обязаны тратить на это свою валюту. Не за горами тот момент, когда нам просто нечего будет направить на поддержание высокого курса тенге и придется делать девальвацию, – объясняет эксперт.
Как считает Айдархан Кусаинов, дешевой нацвалюты не надо бояться – это единственный путь к развитию собственного производства.
Да, изначально казахстанцы испытают шок и увидят заоблачные ценники, но это позволит товарам отечественных предпринимателей стать выгоднее импорта. По такому же пути, по словам Кусаинова, пошла в свое время и Россия.
– Санкции 2014 года – это своего рода предлог, который помог правительству оправдать тяжелые полгода перехода. Но по факту Россия к дешевому рублю готовилась с 2010 года – они меняли законодательство, готовили своих бизнесменов. По их планам, обрушение рубля должно было произойти в январе 2015-го. Санкции ускорили процесс всего на 40 дней, – говорит он.
Проблема лишь в том, что ни 10, ни 7 лет назад, ни сейчас Казахстан никаких попыток уйти от импортоориентированной сырьевой экономики не делал и не делает.
Нур-Султан