Почему все дорожает?
Эксперты говорят, что дело в нашем менталитете. Разбаловали мы продавцов! Вот они и считают – как цены ни загибай, все равно все сметут с прилавка. Перед праздниками народ забивает холодильники впрок на несколько месяцев, на наряды для корпоративов не жалко и всю зарплату отдать, а уж закупить подарков для всей многочисленной родни – вообще святое.
Впрочем, в Европе – тоже покупательский бум, и люди буквально штурмуют магазины, однако привлекают там народ именно низкие цены. Всем выгодно – люди могут купить нужные им товары значительно дешевле, а продавцы освобождают склады и получают за счет повышенного спроса деньги на развитие.
У нас же ситуация другая – между производителем товара и продавцом – целая армия перекупщиков, именно они и загибают “новогодние” цены, им не интересны скидки. Так что покупательская истерия выгодна только им.
Комментарий для “Каравана”
Депутат, президент Национальной лиги потребителей Светлана РОМАНОВСКАЯ:
– Действительно, в нашей стране декабрь является самым дорогим для семейного бюджета месяцем. И я считаю – проблема в потребительской безграмотности нашего населения. Пока не будет осознанного выбора, не будет привычки изучать цены, сравнивать их – ничего не изменится. У нас действует одно правило – сверхприбыль. Продавцы срывают куш, а покупатели идут у них на поводу…
Что скрывается за скидкой
Казахстанские магазины в последние годы стали активно использовать трюки с зазывными вывесками о скидках. Но нередко после таких распродаж подсчитываешь жалкие остатки денег в кошельке и понимаешь, что тебя просто надули.
Все чаще маркетинговые схемы используют в крупных супермаркетах. Например, громко анонсируют снижение цен на популярные товары, и смотришь – действительно, цена заманчивая. Однако тут расчет на то, что, придя в магазин, покупатель берет не только скидочный товар, но и все остальное – а в результате получает общий чек с суммой, где скидки и не почувствуешь.
Магазин свое взял, а покупатель набрал много чего ненужного. И ведь сам виноват – поддался на нехитрую уловку! Впрочем, не спешите себя винить – в магазинах работают целые департаменты маркетинга, задача которых в том и состоит, чтобы разрабатывать всевозможные схемы по заманиванию клиентов, с тем чтобы люди покупали больше.
Или еще один трюк, на который так часто ведутся наши покупатели, – продажа “плюс один”. Дескать, сэкономь, купив не один пылесос, а два по сниженной цене. И люди хватают! Лишь выйдя из магазина с коробками, некоторые задаются вопросом – а зачем мне вообще второй пылесос?!
При покупке “двойных товаров” по одной цене всегда стоит настороженно относиться к сроку годности, к условиям хранения. Ведь если товар испорчен или вот-вот станет непригоден к использованию, зачем он вам вообще нужен?
Мы уже молчим про скидки, которые совсем и не скидки, – это когда товар продают по той же цене, что и раньше, просто нарисовав новый ценник с убедительно перечеркнутыми цифрами.
Поэтому, отправляясь на предновогодний шопинг, помните: маркетинговые ловушки стоят на каждом шагу. И прежде чем обольщаться скидками, все просчитайте.
Новым годом жизнь не кончается, а вот встретить праздник с пустым кошельком и горой ненужных вещей – вполне реальная перспектива.
Индекс желания покупать
Почему именно перед Новым годом нас охватывает потребительская лихорадка? И мы судорожно бегаем по магазинам, готовые отдать за одну праздничную ночь всю зарплату? Экономисты даже вычисляют специальный индекс “желания покупать”.
На самом деле предновогодний закуп начинается еще в ноябре. Эксперты просчитали, что объемы розничной торговли в этом месяце увеличились на 42 миллиарда тенге – до 578 миллиардов. В преддверии Нового года среднестатистический горожанин потратил 60 тысяч тенге – на 4 тысячи тенге больше, чем в октябре. В декабре покупательская активность достигает пика.
Весьма показательным является индекс “желания покупать”, который вычисляют статистики Казахстана. В разные годы он меняется в зависимости от ситуации в стране.
Щедрее всего за последние годы казахстанцы забивали холодильники в 2012 году, индекс тогда вырос аж на 21 процент. Для примера, в 2010 году, как раз после кризиса, Новый год отпраздновали поскромнее, индекс показал прирост активности всего на 11 процентов.
Как народ встретит 2015 год – остается только предполагать. По мнению экспертов, экономические потрясения могут сдержать покупательский зуд, останавливая от излишних трат.
Комментарий для “Каравана”
Психолог Галина КОРЕНЦОВА:
– Большую роль в новогоднем ажиотаже играет наш менталитет. И память о советских годах дефицита и голодных 90-х. Когда люди старались максимально запастись к празднику продуктами, были готовы платить двойную цену. Ситуация в стране давно поменялась, а вот привычка “затариваться” осталась.
Чтобы инфляция не съела дастархан
Насколько подорожал новогодний стол? И что влияет на стоимость продуктов питания кроме инфляции и девальвации?
В этом году, полном экономических потрясений, новогодний стол казахстанцев может оказаться значительно дороже, чем в прошлом. Стоит вспомнить февральскую девальвацию, которая облегчила кошельки почти на 20 процентов, подорожание бензина, тут же поднявшее цены на все. Да и инфляция, несмотря на все официальные заверения, рвалась ввысь, продавцы практически каждый месяц меняли ценники.
Мы решили посмотреть, какие продукты обойдутся дороже всего. По данным Агентства по статистике, в целом продукты питания подорожали с декабря 2013 года до ноября 2014 всего на 6,2 процента. Но вот если рассмотреть отдельно категории самых популярных товаров, рост цен весьма ощутимый. Хлебобулочные изделия подорожали на 9,5 процента, рис – на 21 процент, гречка – на 14,4 процента. Зато порадовали цены на мясо, они выросли всего на 4,4 процента, а яйца даже упали в цене. Хотя все мы знаем, что статистика порой далека от жизни.
Ударят по карману казахстанцев цены на молочные продукты, они изменились за 11 месяцев на 10,1 процента, фрукты и овощи – на 6,5 процента. Заморские лимоны на прилавках выросли в цене аж на треть! Рыба и морепродукты, которыми обычно казахстанцы балуют себя по праздникам, подорожали на 8,1 процента. А классическая колбаска, воспетая еще с кризисных 90-х, стала на 10,7 процента дороже.
И это несмотря на то, что инфляция в Казахстане до конца 2014 года ожидается на уровне 6,9 процента. Как видно из нашей подборки, цены на продукты опережают общепринятые экономические показатели.
Комментарий для “Каравана”
Экономист Сергей СМИРНОВ:
– Цены на новогодний стол могут оказаться на 20–30 процентов больше, чем в предыдущем году, хотя просчитать точно повышение практически невозможно. Дело в том, что на итоговую цену влияют не только февральская девальвация, инфляция, но и огромные аппетиты перекупщиков, которые стремятся сорвать куш на праздничном ажиотаже.
4 способа сэкономить на застолье
Как накрыть традиционный новогодний стол, ни в чем себя не ущемляя, и при этом не разориться?
Существуют различные способы делать “грамотные покупки”. Назовем 4 самых простых.
Составь план!
Эксперты рекомендуют составить план покупок, который можно подкорректировать, избавившись от ненужных трат.
Заранее составьте новогоднее меню, а потом подумайте – вы и вправду все это съедите или половина салатов на следующий день уйдет в мусорное ведро?
Потом напишите, сколько и каких продуктов вам нужно купить. И еще раз подумайте: нужно ли готовить все эти вкусности в таком количестве или все-таки можно взять продуктов вполовину меньше? Вспомните, сколько всего вы выбросили после прошлого застолья!
Имея заранее подготовленный список, вы не сделаете ненужных покупок. А то ведь как обычно бывает: заходишь в магазин – вроде и то надо, и это, а тут вообще три упаковки по цене двух… В итоге – полная тележка и пустой кошелек.
Ярмарки в помощь
Определитесь, какие продукты лучше брать в магазинах, а какие на базаре. Учтите, и здесь, и там на вас попытаются максимально навариться. Выходом из ситуации могут оказаться народные ярмарки, которые организовывают к праздникам, – цены порой действительно ниже процентов на 20. Однако провести анализ рынка, заранее заглянуть в магазин и на базар тоже не помешает. Если товар и впрямь дешевле, вам будет приятно – сэкономили! Если нет – просто не станете покупать втридорога.
Запастись заранее
Еще один дельный совет: некоторыми продуктами стоит запастись заранее. Например, консервами для салатов, напитками. Покупая понемногу каждый месяц, вы особого урона семейному бюджету не нанесете. К тому же цены на продукты начинают расти уже с первых чисел предновогоднего месяца.
Оптом дешевле
– А мы с родственниками делаем марш-бросок на оптовый базар, – рассказали мне знакомые. – Экономия ощутимая!
Тем, у кого нет большой родни, эксперты советуют кооперироваться с соседями, друзьями, коллегами по работе. Оптовые цены могут оказаться ниже процентов на 10.