Сам себя не похвалишь…
Вице-министр Альберт Рау позиционирует себя как человека, который сделал себя сам и прошел все ступени карьерной лестницы. Еще он пропагандирует активность в жизни, адекватность в общении и хозяйский подход в экономике. Вот, например, выдержка из его интервью, которое он дал летом 2010 года, будучи уже первым заместителем министра индустрии и новых технологий:
– Когда я начал руководить СПК, один человек мне говорит: “Тут пятерки не хватает на строительство объекта”. Спрашиваю: “А что это такое – “пятерка”?”. Он отвечает: “Пять миллиардов тенге”. Я просто вскипел: “Ты их заработал, эти пять миллиардов?! Ты вообще представляешь, откуда они взялись, эти деньги?! Кто-то пыль глотает в карьере, кто-то мерзнет на нефтяной скважине, чтобы эти деньги в бюджет попали!”. Когда я работал акимом маленького города, узнал, как тяжело заработать каждую копейку в бюджет.
Пояс верности
Альберт Рау стал козырем в колоде в январе 2008-го после назначения акимом Акмолинской области. От него ждали упорядочения структуры экономики области, роста показателей, и главное – создания продовольственного пояса вокруг Астаны. Кормилицы столицы – Акмолинская и Карагандинская области. Но они не могут сполна обеспечить город даже основными продуктами питания. Свои заслуги Рау оценивает так:
– Когда я пришел в Акмолинскую область, то до каждого акима района довел конкретные показатели во всех сферах деятельности – сельского хозяйства, ЖКХ, образования и т. д. Потом с каждым из акимов я вел отдельный диалог: они доказывали свои варианты показателей, которых реально могут достичь. То есть только за то, что они реально могли достичь и под чем подписывались, я с них и спрашивал.
Или вот что он докладывал Президенту:
– В области реализуется более 60 проектов. Уже в 2009 году мы полностью закроем потребности Астаны и области по товарному яйцу. Наращиваем объемы поставок молока. В 2010 году будут введены в эксплуатацию два молочных комплекса. Предусматривается развитие производства мяса. В ближайшие три года поручение Президента по созданию продовольственного пояса Астаны будет выполнено.
В 2010-м Альберт Павлович ушел в правительство. А как же товарные успехи, о которых докладывал он, будучи акимом области, и где этот продовольственный пояс? А вы загляните в столичные магазины и сразу поймете где. На прилавках же – засилье импортных товаров, а цены безжалостно бьют по карману.
Ну, за промышленность
В правительстве Рау стал куратором развития промышленности. 16 марта 2010 года его назначили вице-министром индустрии и новых технологий, а 14 апреля была принята новая Карта индустриализации на 2010–2014 годы из 100 проектов. В конце этого же года вице-министр презентовал главе государства запускаемые проекты:
– Во втором полугодии будет запущено 80 проектов на сумму более 400 миллиардов тенге с созданием 11,5 тысячи постоянных рабочих мест. На сегодня запущено 23 проекта на сумму 35 миллиардов тенге с созданием около 1,5 тысячи постоянных рабочих мест. Остальные проекты будут сданы в декабре, таким образом, в 2010 году в строй вошло 152 проекта на сумму более 805 миллиардов тенге.
В 2012-м Альберт Павлович много говорил о создании индустриальных зон, максимально приближенных по своим льготам к свободным экономическим зонам. Было решено создать 13 таких зон в восьми регионах страны. Но в ноябре 2012-го получил выговор от тогдашнего Премьера Серика АХМЕТОВА:
– Каждые полгода мы запускаем проекты, каждые полгода у нас случаи их остановки после торжественных запусков. Зачем нам устраивать гонку? В связи с упущениями в этой работе объявляю выговор первому заместителю Альберту Рау.
Сага про родной автопром
Судя по выступлениям, Альберт Рау является этаким главным промоутером казахстанской промышленности. А ее флагманом он, похоже, выбрал производство автомобилей: В 2012 году Рау активно продвигает “Агромашхолдинг”, мол, на их машинах может ездить министр или аким:
– Эта модель достаточно высокого класса.
Странное предложение, ведь для госслужб за рубежом обычно используют автомобили среднего или даже бюджетного класса. Причем только в октябре 2014-го вице-министр объявил, что сам пересел в машину отечественной сборки. Правда, тут же признался, что такими автомобилями он пользуется только на работе. Вне госслужбы чиновник предпочитает машины импортного производства.