Дорога к небу
В окрестностях Шымкента появился парапланеризм. Влюбленный в “крылья”, парапланерист-самоучка Роман РОМАНЕНКО искренне хочет, чтобы это увлечение стало в Южном Казахстане массовым. И прикладывает к этому все усилия:
– Тренировки – бесплатно, а когда будет полет – параплан свой предоставлю. С вас только машина, чтобы доехать до горы.
Хотя в небо могут попасть не все:
– Порой уже на первом знакомстве видно, что человек слишком самоуверен. Особенно это бывает у тех, кто рассчитывает, что все можно купить за деньги. Вообще увлечений у меня было много. Все горы на мотоцикле изъездил. Но небо всегда манило. В 35 лет прыгнул с парашютом. На седьмом прыжке понял, что парашют не для меня. Слишком быстро заканчивается полет – 2–3 минуты, и ты уже на земле. Времени не хватает им насладиться. Еще острее ощущаешь отсутствие крыльев. Так я пришел к теме мотодельтаплана, но был не готов к посадке на скорости 80 км в час. Судьба подсказала мне параплан, взлетная скорость в 25 км/ч уже не так пугала. Стал копить деньги на параплан. И вот у меня появилось крыло.
Награда за мечту
– С нетерпением ждал подходящей погоды, – продолжает Роман. – А горку, с которой буду летать, давно присмотрел. Постоянно туда наведывался – колючки, камни расчищал. Читал кучу самоучителей, как летать на параплане. Многие инструкции советуют встать на край склона и… прыгнуть. А там крыло вас само понесет. Я так и сделал. И действительно взлетел. Правда, все остальное сразу забыл – что тянуть, где держать. Удивляюсь, как еще приземлился успешно. Сейчас, когда сам помогаю советами другим, подобные шаги делать категорически запрещаю. На самом деле нет ничего проще, как самостоятельно научиться летать. Надо всего две вещи – сам параплан и огромное желание. Уже потом, после первых полетов с 10-метровых горок, появится желание покорять все большие вершины. И вот тут-то без знаний уже никуда, и дальше спешка будет отражаться – хорошо если только синяками. Особой физической силы полета на параплане не требуется. Но чтобы добраться до старта, придется попотеть. Ведь взлетать надо с горы. И на гору надо подняться. А все оборудование для парапланеризма весит не меньше 25 кг. Так что параплан – спорт не из легких. Но какая награда!!!
Крыло, парашют, подвеска
Кстати, с 2009 года, когда Роман начал активно искать единомышленников, происшествий в полетах не случалось – безопасность прежде всего. Принимали шымкентцы и участие в соревнованиях в Алматы, где парапланеризм стал весьма популярным. Призовых мест не занимали, но это не главное. Главное – видеть в небе, что ты не один, что рядом летят твои единомышленники. Еще такие встречи дают возможность обучаться друг у друга мастерству парения в термических потоках и полетам по маршруту протяженностью более 100 км.
Бывшее же в употреблении крыло стоит от 300 долларов. В комплект обычно входят еще запасной парашют примерно в ту же цену и подвеска, или проще – кресло для полетов. Это необходимый минимум, и стоит он в пределах 1 200–1 300 долларов. Хотя у Романа Романенко есть цель – обзавестись парапланом с мотором. Но это уже другая история.