Учебники, как препятствия к знаниям - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Учебники, как препятствия к знаниям

Учебники, как препятствия к знаниям

Наши школьные учебники давно стали притчей во языцех. Казахстанские учителя признаются, что втихаря достают учебную литературу российских авторов. Не дай бог, увидят – отчитают на педсовете. Но учить и учиться по нашим учебникам, пестрящим грамматическими, смысловыми и методическими ошибками. невероятно тяжело.

  • 5 Декабря 2014
  • 1928
Фото - Caravan.kz

Без переводчика не разобраться

Для 13-летней Марии домашние задания – как каторга. Спрашиваю: “Почему учиться не хочешь?”. Выдавливает из себя: “Тяжело”. В начальной школе Маша была круглой отличницей, но как перешла в среднее звено, успеваемость поползла вниз, еще и подростковый возраст покоя не дает:

– Мне неинтересно. Некоторые уроки еле отсиживаю, потому что не понимаю. А учителя, вместо того чтобы объяснить, орут!

Маша говорит, что в учебнике английского языка постоянно встречаются ошибки, и все слова она уже привыкла проверять через онлайн-переводчик. Действительно, нелестные отзывы об учебниках по английскому языку слышишь далеко не в первый раз.

Знакомый преподаватель частной языковой школы Светлана, просмотрев пособие по иностранному языку для среднего школьного звена, произнесла: “Да-а-а…”.

– Количество лексического материала рассчитано отнюдь не на два часа в неделю. Чтобы его запомнить, нужно заниматься шесть раз в семидневку, как минимум. Еще в одном из отечественных учебников я прочитала, что Миссисипи – самая большая река в мире. Если делают такие фактологические ошибки, то что говорить об остальном…

А мы продолжаем беседу с Машей, вот ее мнение об учебнике истории Казахстана:

– В пятом классе, помню, по нему вообще нельзя было учиться – запомнить невозможно, предложения длинные и сложные, очень много дат. Учительница давала материал из другого источника, мы его записывали.

Далеко стреляли саки…

Даже Президенту Казахстана Нурсултану НАЗАРБАЕВУ пришлось поднять тему низкого качества школьных “шедевров”, отметив несколько лет назад: “Из учебника истории я узнал, что убойная сила стрелы саков составляла 800 метров. Я не профессиональный военный, но знаю, что далеко не все образцы современного стрелкового оружия обладают такими свойствами!”. Глава государства жестко раскритиковал тогда малограмотность и даже глупость, которую допускали отечественные авторы учебников. Он даже как-то обмолвился, что тем, кто издает такие книги, надо премии обидные вручать – “Золотую калошу” например.

Несмотря на то что казахстанские учебники проходят проверки и каждые четыре года переиздаются, искоренить ошибки и недостатки не удается. Анализируя школьную литературу, педагоги из института повышения квалификации считают, что многие учебники грешат неглубокой подачей учебного материала, отсутствуют иллюстрации. Оформление непривлекательное. Многие педагоги старой закалки с ностальгией вспоминают советское время – достичь уровня старой учебной литературы в простоте изложения, доходчивости и логике никак не удается.

К знаниям – через препятствия

Вера Михайловна – бабушка пятиклассника Никиты – сидит над домашними заданиями с внуком пять вечеров в неделю! Сколько времени казахстанский школьник должен тратить на выполнение домашнего задания, задает она риторический вопрос. В санитарных правилах, кстати, этот пункт не прописан вообще! В официальную школьную нагрузку домашняя работа не входит! Хотя в Министерстве образования поговаривают, что внеурочная нагрузка школьников будет законодательно оформлена в 2015 году. Мол, домашние задания не должны превышать трети от пройденного на уроке материала.

– Я бывший педагог начальных классов, – говорит пенсионерка. – Поэтому додаю внуку дома то, что не успевают в школе. Вот только порой я сама не могу сразу разобраться в какой-нибудь математической задачке с первого раза! Слишком наверчено, слишком запутано.

Заместитель руководителя управления образования Северо-Казахстанской области Кульпаш КАЛГУЖИНА отмечает, что сегодня нагрузки в школах действительно нешуточные, но они во благо! По ее мнению, детей нужно приучать к кропотливому труду – мол, успех приходит только к тем, кто преодолевает препятствия и через усилия идет к цели.

– В современной школе многим детям стало неинтересно учиться, – считает петропавловский психолог Елена ЛЮБИЧ. – Тот же Интернет вызывает у них гораздо больший интерес. Но важно не тюкать и не ругать ребенка, Ведь он ждет понимания и помощи, прежде всего – от родителей. Их роль возросла в разы. Если родители активны, занимаются любимым делом и получают от жизни удовольствие, то и ребенок будет воспринимать жизнь с интересом. А если родители “устали” от жизни, то у ребенка, куда ни определи, полноценного развития не получится.

После того как выслушаешь самые разные точки зрения на процесс обучения в казахстанских школах, начинаешь думать, что один из важнейших его аспектов – качество учебников – отнюдь не облегчает учащимся путь к знаниям, а порой, наоборот, является преградой. К сожалению.

Петропавловск