Монгольская империя Джона МЭНА - Караван
  • $ 530.12
  • 546.08
-3 °C
Алматы
2025 Год
19 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Монгольская империя Джона МЭНА

Монгольская империя Джона МЭНА

“КАРАВАН” поговорил с английским историком, писателем, автором книг о Чингисхане о том, так ли важно установить, чьих кровей был великий полководец.

  • 28 Ноября 2014
  • 3470
Фото - Caravan.kz

Чингисхан – ключ к региону

В Алматы на Центрально-Азиатском книжном форуме и литературном фестивале Джон МЭН представил свою последнюю книгу под названием “Империя монголов”. Встретился он и с Кайратом ЗАКИРЬЯНОВЫМ, который тоже выпускает книги о полководце. В них он приводит доказательства, что Чингисхан был из наших степей, а вовсе не монгол. И свою истину один исследователь пытался донести до другого… Вообще, у Мэна много книг – о Кублай-хане, Атилле, самураях, ниндзя и китайском чуде, но больше всего его научных исследований посвящено Чингисхану, которого он зовет просто Чингис.

– Джон, расскажите, как пришли к этой теме?

– Когда был студентом, хотел куда-нибудь далеко уехать. В колледже Оксфорда, где учился, можно было присоединиться к экспедиции… в Монголию. Начал учить монгольский язык в Лондонской школе востоковедения, потратил на это около года. А потом экспедицию отменили! И я забыл об этой идее, стал журналистом, начал публиковаться. После распада СССР появилась возможность поехать в Монголию самостоятельно, и я сообщил своим издателям об этом. Потом подумал, что писать о всей стране – это слишком обширный топик, и решил начать с Гоби (цепочка пустынь на юге Монголии и севере Китая). И там осознал, что ключ ко всему региону – это Чингисхан! Я вернулся, написал книгу о Гоби и представил свою идею о Чингисхане. Мне нужно было сделать изыскания, а для этого поехать в Монголию. На мой взгляд, было две проблемы для изучения: первая – где он умер, вторая – где захоронен. Где он умер, я узнал, а вот насчет места захоронения – думаю, это останется тайной.

Страсть до Казахстана довела

– Вы второй раз в Казахстане, чему был посвящен первый визит?

– Чтобы провести интервью с профессором Карлом БАЙПАКОВЫМ. Он связал меня с археологами в Отраре. Хотел увидеть это место. Слышал, что Отрар разрушил Чингисхан. Благодаря этому визиту понял, что он не разрушал Отрар. Зачем ему было разрушать? Это очень важный город, его требовалось сохранить, чтобы получать дань. Отрар – очень хороший туристский объект, думаю, он должен быть развит для туристов. Это стало важным для меня путешествием, чтобы включить описание города в книгу “Империя монголов”.

– Возможно, сложный вопрос, но как Чингисхан изменил вашу жизнь?

– Знаете, полностью. Я даже не предполагал, каким значительным он был. Чингисхан оказал влияние на около 70 национальностей. Невозможно представить современную Европу и уж тем более современную Азию без отсылки к Чингисхану. Он представил идеологию по обладанию всем миром. Это вдохновило Кублай-хана (внук Чингисхана) подчинить себе весь Китай, включая Синьцзян и Тибет. В последующем это дало Китаю его современное объединение и путь, по которому он развивается последние 20 лет.

Фигура на века

– Некоторые считают, что вы романтизируете Чингисхана в своих книгах…

– Я так не думаю. Его очень сложно романтизировать. Сама идея править миром – сумасшедшая! Он этого не знал, но Кублай-хан 80 годами позже понял, что идея была просто безумной. Для Чингисхана и его последователей это не было таким очевидным. И особенно для последователей, так как они приняли его концепцию о том, что мир должен быть отдан монголам. Чингисхан взял много городов, земель, богатств и уверовал в то, что никто его не остановит.

– Какой момент биографии Чингисхана наименее изучен?

– Это захоронение. И, возможно, его идеология о том, что весь мир должен принадлежать монголам, она экстраординарна.

– Он и сам был экстраординарным…

– Безусловно, его лидерские качества были необычайными. Каждый знает о его разрушительных деяниях, но никто не ценит его созидательных способностей.

– Споры о происхождении Чингисхана имеют важное значение для науки?

– Очевидно, что это важно, например, для казахов. Мне кажется, это малый аспект истории, хотя, как и любой исторический факт, он важен. У меня нет никаких сомнений, что Чингисхан – смесь монгольского и тюркского. Думаю, племена, которые были тюркскими вокруг монгольских центральных районов, жили рядом и их отношения были очень близкими. Все это потом стало Монголией и монгольской нацией. Чингисхан захотел поставить на вершину именно монголов.

Художественные шалости

– Какой интерес к Чингисхану на Западе?

– Чингисхан – реальная фигура, он великий завоеватель, его знает каждый. Сегодня на Западе интерес к нему растет. Был фильм “Монгол”, возможно, появятся еще картины. Кстати, я был консультантом на “Монголе”, знаю режиссера Сергея Бодрова. Хотя некоторые моменты считаю странными. Бодрову, например, надо было, чтобы Чингисхан был захвачен и Борте отправилась его спасать. В реальности это имеет очень маленькую историческую основу. Если вы были в пустыне Гоби в Китае, то понимаете, что такого не могло быть. Но зато вышла хорошая художественная драма.

– Вы бы могли писать увлекательные романы, как Дэн Браун, но предпочли остаться в русле исторической книги. Почему?

– Много выходит художественной литературы на эту тему, но я за ней не слежу. История Чингисхана и всей империи настолько неординарная, что не нужно ничего придумывать. Не знаю, есть ли в истории абсолютно правдивые вещи. Да, бывает, что информации о каком-то периоде нет, и ты должен заполнять эти пробелы путем собственных догадок. Но художественная литература – не для меня.

Кстати, сейчас в США выходит книга Мэна о Марко Поло, и это событие совпадает с началом показа большого телесериала об итальянском путешественнике. Джон Мэн испытал трепет, когда узнал, что часть съемок американского исторического сериала “Марко Поло” проходила в Алматинской области, на Чарыне, и тут же захотел увидеть каньон своими глазами.

Алматы