Биография
Прежде всего, Ерболат Досаев – выпускник Республиканской физико-математической школы. Уже это ставит его в отдельную категорию, или клан, чиновников. Из РФМШ вышли несколько министров и глав Национального банка.
В 1990-х годах он работал на руководящих позициях в корпорации “Акцепт”. В 1997 году стал заместителем председателя правления ЗАО “Банк Туран-Алем”. Через год – председателем правления ЗАО “Алматинский торгово-финансовый банк”.
В марте 1998 года пришел на госслужбу – в 28 лет был назначен советником премьер-министра РК. В конце 1998 года стал вице-министром энергетики, индустрии и торговли. В 2000–2001 годы – вице-министром финансов, в 2003-м – министром финансов.
В 2004 году возглавил министерство здравоохранения. Именно на этом посту его ждала и первая отставка, и серьезный карьерный трамплин. Как пишет политолог Данияр Ашимбаев, это был самый неожиданный поворот в карьере Ерболата Аскарбековича. Его приходу предшествовало множество скандалов в отрасли, поэтому министр стал антикризисным менеджером. В итоге он упорядочил финансовые потоки и оптимизировал систему управления.
Но летом 2006 года разразился скандал: в больницах Шымкента из-за бесконтрольного переливания крови произошло массовое заражение детей ВИЧ. Непосредственные виновники трагедии попали под суд.
Тогда же всплыл скандал с нецелевым и неэффективным использованием более 250 миллионов тенге и закупке некачественной вакцины в Сербии. На фоне общественного возмущения министр в сентябре подал в отставку и занял должность председателя совета директоров АО “КазИнвестБанк”.
В 2012 году Ерболат Досаев попал в список “Форбс”. Его состояние оценили в 114 миллионов долларов. Он владеет 25 % Lancaster Group и 18,38 % КазИнвестБанка.
В этом же году он вернулся на государственную службу, став министром экономического развития и торговли. И уже через год породил новый скандал, предложив налог на роскошь.
2016 год. Министерство национальной экономики, которое возглавлял наш герой, подготовило поправки в Земельный кодекс. Они предусматривали поднять срок аренды земель сельхозназначения для иностранцев с 10 до 25 лет. Тогда же Китай заявил большую программу по строительству производств в Казахстане. Это спровоцировало новое возмущение в обществе и волну земельных митингов по стране. Досаев снова подал в отставку.
В 2017 году Ерболат Аскарбекович стал заместителем премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева. Кто бы знал, что в будущем зам подсидит начальника!
2019 год. Он – председатель Национального банка, преемник Данияра Акишева. Здесь его технократические наклонности были только на пользу. Летом 2019 года НБ РК провел полную проверку крупнейших казахстанских банков, получив картину их состояния. С каждым были подписаны индивидуальные планы развития. В 2020 году Нацбанк передал функцию регулирования финансового рынка в новый независимый орган – Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. С началом пандемии Нацбанк выделил 2,3 триллиона тенге на антикризисные меры. В марте 2021 года НБ РК утвердил Стратегию денежно-кредитной политики до 2030 года – программный документ по обеспечению экономического развития страны.
Не шляпа красит человека
Такая биография говорит, что Ерболат Досаев – очень разносторонний чиновник, но больше технократ, чем хозяйственник. Он никогда самолично не руководил отдельным предприятием, всегда – в кооперации. Поэтому и на новой должности, скорее всего, будет склонен использовать больше механические методы управления, основанные на цифрах и бумагах.
В то же время у нового акима есть большие плюсы. Он родился и вырос в Алматы. Это фактор, который успокоит ту часть местных жителей, которые считают, что руководить мегаполисом надо с любовью.
Второй несомненный плюс Досаева – его личное состояние. Хотя сам Ерболат Аскарбекович и заявляет, что все свои активы, как госслужащий, честно передал в управление, несомненно, что он далеко не голодранец.
Он не будет просто так менять бордюры. Его активы легче отследить, и резкий рост состояния вызовет вопросы горожан.
Поэтому важно, какие проблемы надо будет решать новому акиму Алматы.
И третье – у Досаева есть чувство ответственности. Доказательство этому – 2 отставки. В обоих случаях он, будучи министром, не нес непосредственной ответственности за провалы своих подчиненных, но предпочел уйти с должности. Значит, и в Алматы, если не получится и город ополчится против очередного нелюбимого акима, не будет цепляться за должность.
Что ждет город?
В Интернете уже набрался пакет требований к акиму. Все они, так или иначе, крутятся вокруг жизнеобеспечения и сохранения комфорта горожан.
Следующие 5 лет не трогать бордюры – совсем не шуточное требование. Последние 10 лет Алматы переживает бум бордюростроительства и бордюроустройства. Строители меняют вполне нормальный камень на бетонные поребрики, которые рассыпаются за 3–4 года, и процесс обновления начинается заново.
Организовать нормальную торговлю. Бауыржан Байбек ликвидировал около 3 тысяч торговых точек на улицах, что лишило работы более 6 тысяч человек. Неразумное дорожное строительство также привело к банкротству или снижению активности более сотни различных предприятий торговли и сервиса.
Восстановить арычную систему. Весной и летом из-за дождей некоторые районы превращаются в заливные луга. Тот же Байбек попытался реконструировать это дело, но у него не получилось. Развязка была трагичная: наверное, впервые в истории города в арыке утонул взрослый человек.
Решить транспортную проблему. В городе зарегистрировано более 500 тысяч автомобилей. Ежедневно заезжают еще 250 тысяч. Южная столица с трудом выдерживает такую нагрузку. Отсюда – пробки и загазованность.
К этой проблеме примыкает строительство газовой ТЭЦ . Каждую зиму Алматы переживает небольшую экологическую катастрофу, жители обвиняют в этом несколько ТЭЦ, работающих на каменном угле. В общем, градоначальник, решивший проблему смога, станет народным любимцем. Однозначно.
Зелень
По данным акимата, в мегаполисе растет более 2,3 миллиона деревьев. Еще в 2016 году АО “Центр развития города Алматы” заявило, что городу не хватает более тысячи гектаров парковых зон. Может быть, аким найдет способ, как сделать парки экономически рентабельными, чтобы их количество росло?
Общество жестко реагирует на спил деревьев. Достаточно вспомнить историю с вырубкой 9 дубов и 4 вязов у одного из магазинов бытовой техники. Негативная реакция активистов привела к возбуждению уголовного дела для инициатора вырубки. А Президент страны поручил провести служебное расследование этого факта.
Мусор
С другой стороны, Алматы производит массу денежных потоков, которые также надо урегулировать для пользы города.
Мегаполис производит более 600 тысяч тонн мусора. При этом у нас до сих пор не решена проблема утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Все эти тысячи тонн вывозят на полигоны для захоронения. Но так как контроль за их работой слабый, мусор расползается по всем близлежащим территориям, что ухудшает экологическую ситуацию вокруг мегаполиса.
Исходя из тарифа на вывоз ТБО (553 тенге на человека), денежный поток только по этой статье составляет более 13 миллиардов тенге в год.
Этих денег вполне хватило бы на строительство интегрированной системы по сортировке и переработке мусора. Хотя бы подобной, что развивается в России. Однако пока ни одно предприятие по переработке мусора у нас так и не стало рентабельным.
При этом акимат Алматы в прошлом году вышел из состава учредителей “АҚ Тәртіп”, крупнейшего предприятия по сбору и вывозу ТБО, занимающего доминирующее положение на рынке. Теперь 100-процентным держателем акций общества является частное ТОО “Kaz Waste Management”.
Война с билбордами
Еще один из самых больших и непрозрачных денежных потоков города. Как следствие, здесь регулярно возникают конфликты.
В 2016 году в Алматы начался передел рынка. Маслихат вдруг принял решение о вводе единообразного стандарта для рекламных стендов (билбордов). В центре событий оказалось ТОО “Алматыжарнама”, оператор наружной рекламы, принадлежащий акимату города. Тогда от действий компании пострадали сотни предприятий. Билборды конкурентов попросту спиливали и вывозили на свалку. Только за одну ночь в 2017 году так было ликвидировано более 150 установок. Ущерб от незаконного демонтажа только одного билборда его владелец оценил в 96 миллионов тенге.
Потери от недополученных налогов предприниматели оценили в 1,5 миллиарда тенге.
Теневой рынок продовольствия
По статистике, половину своих доходов казахстанцы тратят на еду. Обычный алматинец – не менее трети. Продовольственный рынок южной столицы – один из крупнейших в стране. По самым скромным подсчетам – более 600 миллиардов тенге в год. От трети до половины этого объема, по разным данным, занимает серый рынок, где идет оборот наличными, не выплачиваются налоги и социальные взносы.
Серый рынок разгоняет инфляцию. Центры такой торговли – все оптовые базары города и округи.
Но эти же рынки выполняют важнейшую социальную функцию: они дают работу десяткам тысяч людей и обеспечивают сбыт мяса и овощей от тысяч крестьян, которые не охвачены программами поддержки от министерства сельского хозяйства. Впрочем, Ерболат Досаев, как бывший министр экономики и председатель Нацбанка, эти тонкости знает.
Благоустройство и дорожное строительство
Самый сложный, черный и запутанный рынок, который производит миллиарды тенге дохода. Но в то же время самый простой, так как у чиновников есть все инструменты для наведения здесь порядка. Поэтому главное – это наличие желания.
Буквально в сентябре акимат Алматы попал в глупую ситуацию, когда выделил на реконструкцию 2 скверов общей площадью 8 гектаров больше 3,5 миллиарда тенге. Реальная цена таких работ – в десятки раз меньше. И такие случаи происходят регулярно.
Каждый год происходит до десятка конфликтов между застройщиками и собственниками малоэтажного жилья. Для понижения градуса конфликта в акимате используется термин “малоценное жилье”. Из-за ценности земли в Алматы широко используется метод точечной застройки. Это также раздражает жителей города, так как меняет среду обитания и создает риски обрушения для уже существующих зданий. При этом застройщики имеют на руках все разрешительные документы.
Сохранение исторического и архитектурного облика
Наш город молод. У него немного памятников. Тем более – архитектурных. Поэтому разрушение еще старых зданий, пусть советской постройки, в центре местные жители считают кощунственным. Тем более, когда на их месте возникают безликие или, наоборот, вычурные здания с закосом под ампир. Зачем? Они портят облик южной столицы.
Пример: снос здания Госплана по адресу: ул. Желтоксан, 115. Алматинцы были возмущены решением чиновников и собирали подписи в защиту исторического центра города. В 2008 году Президент Нурсултан Назарбаев рекомендовал запретить строительство новых зданий в историческом центре Алматы, а в 2013 году аким Ахметжан Есимов поручил определить границы центральной части, в пределах которых, с целью сохранения исторического стиля, не должна производиться массовая застройка. Тем не менее город разрушают изнутри.
***
И последнее. Ерболат Аскарбекович, пожалуйста, наберите активную и смелую пресс-службу. Алматы – как-никак медийный центр страны. Поэтому к вашей работе будет самое пристальное внимание со стороны журналистов. Если вы сделаете свою работу хорошо, мы вас поддержим. Нет – тогда извините.
АЛМАТЫ