Более того, руководитель аэропорта заявил, что никто из посторонних даже не заходил в здание и все вопросы с протестующими он решил на пороге.
Полет вслепую
Сейчас стало известно, что аэропорт всё же был захвачен, и по этому поводу заведено уголовное дело. Как выяснилось, неизвестные не только проникли в здание, но и потребовали отключить всё оборудование, а потом злоумышленники выгнали всех сотрудников. Нетрудно догадаться, чем чревато такое отключение.
Каждый час над Актюбинской областью пролетают десятки самолетов. Даже если они не приземляются здесь, то система навигации с аэродрома им крайне необходима. Из-за действий преступников десятки пилотов в небе остались практически слепыми, и катастроф удалось избежать только чудом. Такие действия полицейские оценили как террористический акт.
Пока задержаны только зачинщики захвата. Как утверждают свидетели, преступников было гораздо больше. Сейчас руководитель аэропорта дает свидетельские показания, и его вызывают на очные ставки с террористами.
Помехи передвижению поездов в международном праве тоже считаются актом терроризма. Как минимум, на 2 участках железной дороги протестующие останавливали поезда, что привело к транспортному коллапсу, и только из Актобе не смогли выехать 700 пассажиров, а еще несколько сотен были вынуждены находиться в вагонах посреди голой степи, практически без продуктов и с минимальным запасом угля для отопления.
Трагедии удалось избежать
Неспокойно было и на автодорогах. Протестующие перекрыли Хромтаускую трассу, и сотни водителей были вынуждены мерзнуть в степи, а среди пассажиров были и маленькие дети. Только путем долгих переговоров удалось убедить протестующих пропустить легковые машины и фуры с продовольствием.
Кроме того, бунтовщики пытались попасть к нефтепроводу и системе газоснабжения города, чтобы повредить их. Если бы им это удалось, то город надолго остался бы без тепла и электричества, а в области случилась экологическая катастрофа.
Грузовик высыпал на площадь перед акиматом кучу булыжников, чтобы "мирные протестующие" разнесли ими окна. Фото департамента полиции Актюбинской области
– Меня упрекают, что во время митингов я не вышел к протестующим, а я в это время решал важные для области вопросы, – заявил аким области Ондасын ОРАЗАЛИН. – Нельзя было допустить, чтобы преступники могли помешать подаче газа. Вы представляете, что это такое, когда зимой целый город окажется без тепла и электричества? Могу сказать, что освобождение аэропорта проходило при помощи силовиков. К счастью, нам удалось избежать лишнего кровопролития.
Сейчас задержанных за участие в беспорядках допрашивают в полиции. От былого “мужества” у преступников не осталось и следа. На допросах они пытаются доказать свою невиновность, охотно сдают друг друга и переваливают свою вину на бывших товарищей.
В полицию вызывают и журналистов, освещавших события у областного акимата. Но, как заявили сами полицейские, только в качестве свидетелей. Кроме того, создан медиацентр, куда очевидцы погромов могут отправлять фото-, видео- и иные материалы, сделанные во время беспорядков.
Звериный оскал протеста
Подробности штурма акимата вызывают недоумение. Как выяснилось, среди протестующих оказался руководитель АО “Аqtobe su-energy group”.
– Вместо того, чтобы обеспечивать население теплом и водой, он оказался по другую сторону баррикад, – прокомментировал ситуацию глава региона.
Более того, по словам акима области, погромщики еще в начале митинга поделили между собой все руководящие должности и решили, кто будет акимом, кто – его замом, а кто возглавит то или иное ведомство.
О том, что погром планировался заранее, красноречиво говорит инцидент с грузовиком. На видео попали кадры, как на площадь перед акиматом заезжает КамАЗ, доверху груженный булыжниками, и сваливает это “оружие пролетариата” для того, чтобы погромщики могли воспользоваться камнями. Сейчас водитель задержан и дает показания. Также стражи порядка задержали водителя легковушки, таранившей защитника акимата.
От рук погромщиков особенно пострадала акиматовская столовая. Оттуда “мирные протестующие” вынесли не только продукты, но и ложки с вилками. Оргтехнику, которую не получилось забрать, погромщики просто разбивали, а важные документы раскидывали по кабинетам. Единственное, что не интересовало мародеров, так это книги. Во время погрома акимата не пропала ни одна книжка. К ним даже не прикасались.
Любопытно, но во время штурма облакимата здание до последнего не покидал техперсонал. Более того, технички и сантехники даже пытались образумить толпу.
Сейчас мусор, оставленный погромщиками, убрали, выбитые двери и окна вставили, а в коридорах появились новые ковровые дорожки. Неудивительно, что первым вопросом главе региона стала сумма – 300 миллионов тенге, в которую оценили нанесенный ущерб.
– Для начала отмечу, что эта сумма – первоначальная. И не исключено, что в ходе устранений последствий погрома она будет меняться, – ответил аким области. – Здание, действительно, пострадало мало. Обидно только, что совсем недавно тут сделали ремонт. Теперь всё пошло прахом. Самые большие убытки пришлись на оргтехнику. У сотрудников пропали личные вещи. Мой кабинет не тронули. Замки на дверях у меня хлипкие. Как говорится, от честных людей. Выбить дверь тоже труда не составляет. Тем более в некоторых кабинетах двери выламывали прямо с коробками.
Об ответственности акима за то, что произошло во время беспорядков, Ондасын Оразалин ответил откровенно:
– Как глава области, я отвечаю за всё, что происходит во вверенном мне регионе. Даже за те вопросы, которые не в моей компетенции. А решать, виновен ли я в произошедшем, будет глава государства. Я знаю, что в Актобе уже собирали подписи к петиции за мою отставку, знаю, что инициативная группа ездила на меня жаловаться в столицу. Как мы видим, своего они не добились. Повторю: этот вопрос будет решать только Президент.
АКТОБЕ