Тарифы на электроэнергию. У каждого своя правда - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тарифы на электроэнергию. У каждого своя правда

Тарифы на электроэнергию. У каждого своя правда

Спроси любого рядового казахстанца, и он скажет, что тарифы на энергию непомерно велики. Поинтересуйся у любого энергетика, и он заверит, что мизерного тарифа едва хватает на то, чтобы сводить концы с концами. Как совместить две правды – монополиста и потребителя? Ответ на этот вопрос попытались найти в Семее.

  • 7 Ноября 2014
  • 3023
Фото - Caravan.kz

Не секрет: за последние годы энергетики (или, говоря чиновничьим языком, субъекты естественных монополий) и потребители возвели между собой непреодолимую баррикаду из камней непонимания.

Недовольны сложившимся положением все. Энергетики ломают голову, как обновлять износившееся оборудование, оставшееся от советских времен, но у потребителей просто-напросто нет возможности оплачивать такой тариф, который позволил бы залатать все дыры энергетиков. Для Восточного Казахстана этот вопрос особенно важен, поскольку в регионе самый низкий в стране тариф на электроэнергию. Если в среднем по республике он составляет 13,6 тенге за киловатт, то в ВКО – 9,7. Но, как ни парадоксально, в Семее по сравнению с другими крупными казахстанскими городами коммунальные счета съедают самую большую долю от доходов.

Ситуацию осложняет и закон, в соответствии с которым целостные предприятия были разделены на энергопередающие и энергоснабжающие. Предполагалось, что благодаря этому появится конкуренция. В реальности же появились посредники, отъедающие хоть и небольшую, но все же надбавку.

– У нас не только тариф самый низкий в стране, но и самая маленькая снабженческая надбавка, – отстаивал позиции энергетиков заместитель генерального директора по производству ТОО “Шыгыс­энерготрейд” Мстислав МАРТЕМЬЯНОВ. – В общей структуре тарифа она занимает всего 1,6 процента, это 0,16 тенге за киловатт. Все это идет на приобретение бумаги для счетов для потребителей, договоры на банковское обслуживание, программное обеспечение и т. д. Мы экономим на чем только можем. К примеру, по нормативной численности на нашем предприятии должны работать 530 сотрудников, а у нас их всего 240.

– Тарифы на востоке самые низкие, – вторила коллеге руководитель тарифной группы АО “ВК РЭК” Марина ШМАЛЕНКО. – При этом у нас самая большая территория обслуживания. И есть проблемы, которые нам не по силам. К примеру, паводковыми водами в правобережной части Семея подмывает высоковольтные опоры. На укрепление береговой линии нужно около 185 миллионов тенге. Надеемся, что эти средства будут выделены из бюджета…

– В тарифе изначально заложены средства на амортизацию и износ оборудования,  ремонт и модернизацию, – парировал вице-президент Семипалатинской ассоциации некоммерческих организаций Николай ИСАЕВ. – На что в таком случае все предыдущие годы тратились деньги потребителей?

По мнению общественников, государство осуществляет формальный контроль над монополистами. Правда, сейчас забрезжил свет перемен: правительством разработан законопроект, который должен будет обеспечить прозрачность тарифов и работы услугодателей. В идеале будущий закон не только позволит потребителям знать, на что потрачен каждый тиын тарифа, но и повысит уровень доверия населения к энергокомпаниям. Если судить по Семею, то пока это “доверие” сводится к спорам на грани скандала.

Семей