Но шила в мешке все равно не утаишь…
На прямой вопрос «Каравана» могли ли войска Национальной гвардии справиться с ситуацией самостоятельно без привлечения сил ОДКБ ответил бывший заместитель командира бригады Нацгвардии по технике и вооружению, старший преподаватель Военного института Внутренних войск МВД РК подполковник Ермек ТУСУПЖАНОВ.
— Сегодня мне на глаза попалась информация о том, что у террористов и мародеров изъято боевое оружие. С первого взгляда определил – этим оружием обычно пользуются бойцы спецслужб КНБ: ПП (пистолет-пулемет). Таковых в разграбленных оружейных магазинах точно нет. Во внутренних войсках, то есть в войсках НГ умладших специалистов, типа водителей, кинологовна вооружении сплошь АКСУ. ПП-шек нет ни у кого. Такие пистолеты-пулеметы исключительно у спецназа КНБ.
— Ермек, в ютюбе гуляет видео как налетчики 5 января сего года избивают военнослужащего и отбирают у него табельное оружие. По всей видимости снимают с груди автомат Калашникова.
— Это не боец Нацгвардии. Очень похоже на инсценировку. Обратите внимание, сзади к тому у кого гражданские сняли автомат подходит еще один человек в униформе. Спокойно идет. Это страховщик. Его задача — прикрывать.
— Может это как раз и есть боец спецподразделения «Арлан»?
— «Арлан» — не наш. Это полицейский спецназ. У нас во внутренних войсках — «Беркут». Там, где служат краповые береты. Да они хорошо владеют рукопашным боем. Но у них у всех правила очень жесткие. Они своих никогда и нигде не бросают и одни в отрыве, то есть по одиночке не работают.
— То есть вы хотите сказать, что краповиков из спецподразделения «Беркут» не бросали на площадь наводить порядок?
— Думаю, нет.
— А справились бы войска правопорядка сами с налетчиками и мародерами в самом начале погромов? Смогли бы защитить мирных горожан и отстоять Алматы от погромов?
— При определенных условиях уверен смогли бы. Уровень подготовки личного состава Нацгвардии на высоком уровне. И оснащение тоже хорошее. Имеется ввиду спецсредствами. По своей бывшей должности я очень близко знаком с вооружением, техникой, спецтехникой и спецсредствами. Они есть в войсках в достаточном количестве. Но обратите внимание, даже на всех видеокадрах гуляющих в Интернете в ходе беспорядков бойцы НГ не применяли ни слезоточивые газы типа «Черемуха», ни водометы. Проведи войска полномасштабную операцию с применением всех специальных средств ситуацию можно было взять под контроль и навести порядок.
— Свето-шумовые гранаты применялись для разгона митингующих. На всех видео это отчетливо запечатлено.
— Это были взрывпакеты. Обычные имитирующие взрыв гранат, мин. Они учебные – те же вспышка и хлопок.
— А ружья помповые для чего тогда применялись? Из них и стреляли так называемыми резиновыми пулями.
— Ружья МР-ки 12 го калибра. Действительно могут стрелять картечью, дробью и резиновыми пулями. Резиновыми называют так как на самом деле внутри гильзы резиновые шарики. Диаметром примерно 3-5 мм. А светошумовые гранаты похожи на обычные гранаты только корпус у них пластиковый. При взрыве корпус распадается на очень мелкие частицы и вреда нанести не может. У светошумовых гранат хлопок очень сильный, оглушающий, а если в помещениях применяется, то свист в ушах такой, что барабанки перепонные лопаются. Вспышка секунд на 20 ослепляет противника. В темное время или мало освещенном помещении дезориентирует человека надолго. Их возможно полицейские применяли.
— Но почему тогда не справились с нападавшими из толпы? Профессионализма не хватило? Проблема-то в чем?
— У меня как у специалиста простой на это ответ. Не было отдано такой команды. Ни главнокомандующий, ни министр МВД по нашим законам такую команду дать не может от своего имени. Надо чтобы решение принял прокурор. Именно он определяет законность применения и проведение таких операций. Несомненно, в связи с этим будут пострадавшие и жертвы. Отвечать кому-то ведь за это придется. Потому все ждут что скажет прокуратура. Только эта организация является тем органом, который и определяет законность на применение оружия. Но они — прокуроры — всегда как бы остаются в тени. Никто не отваживается их наказывать за бестолковые действия или наоборот – бездействия. Все время работники прокуратуры выходят сухими из воды. И с них всегда как с гуся вода. Ни с должностей не снимают, ни судят, ни отправляют в отставку. Вот и на этот раз все прокуроры, уверен, отделаются всего лишь легким испугом.
— Получается, что на военнослужащего может напасть любой бандит с оружием, а этот офицер и ответить адекватно не может пока ему какой-то прокурор не разрешит?!
— Точно так. У военнослужащих нет такого права самостоятельно принимать решения даже если ситуация угрожает их жизни. Ни законом, ни боевыми уставами, ни инструкциями такого порядка не определено. У военнослужащего есть право на ношение табельного оружия, но у него нет законных прав на его применение. Даже в случаях угрожающих его жизни или членам его семьи. Да, часовой на посту может оружие применять на поражение и то, исключительно после слов «Стой кто идет!» и после обязательного предупредительного выстрела вверх.
— Ермек, что на ваш профессиональный взгляд было еще не так как должно было быть?
— Не было должного взаимодействия между войсками. Было такое ощущение, что все силовые ведомства действовали как-то сами по себе. И еще, похоже самое главное — кто-то намеренно ломал начальный план действия войск. Известно, что примерно за 15 минут до нападения на Алматинский аэропорт охраняющие его войска ушли. И на улицах было видно как войска правопорядка стали неожиданно покидать свои позиции. То есть отступать. Когда начальный отработанный на тренировках и учениях план действий сломан, то дальнейшие действия становятся непонятными. Боевые порядки, то есть организованный строй превращается в неуправляемую вооруженную толпу. Отставших от строя бойцов толпа неадекватов начинает догонять и избивать. По одиночке выхватывают и бьют.
— Кто мог дать такую команду на отступление?
— Однозначно – спецслужбы. Я думаю, теперь выводы будут сделаны соответствующие. От законодателей до командиров и начальников войск НГ. И еще хотелось бы отметить одну важную деталь. Комендантский час. Вообще-то это определение военным принадлежит. С введением комендантского часа вся власть должна перейти в руки коменданта(!) гарнизона. А где нет коменданта, то старшим в городе становится начальник гарнизона или опытный командир одной из воинских частей. И уж точно не начальник департамента полиции. Ну почему когда проводятся совместные учения НГ и департамента полиции весь сценарий и план действий проводится главнокомандующим Нацгвардии? Общее руководство у войск. Но когда дело доходит до реальных действий, то почему-то управление отдается департаменту полиции, а войска переходят в его подчинение. Получается что сержант-полицейский начинает управлять генералом-войсковиком. Образно, конечно, но факт. Я считаю, что вмешательство полицейских структур в планы военных и привело к таким плачевным результатам. Каждый должен знать свое место в боевом строю и не ломать его.
— Курсантов военных институтов зачем бросили в пекло? Пацанов необстрелянных? На погибель?
— Не ко мне вопрос. Главное, что в итоге изменники и организаторы изобличены, террористы уничтожены, в стране наведен надлежащий порядок. И комендантский час отменен. Режим ЧП снят. Чему мы все несказанно рады. Еще не известно в какой хаос мы могли бы попасть в эти туманные дни. Теперь профессионалам выводы надо делать и уроки соответствующие извлекать. А полицейским не мстить народу и не охотиться «на ведьм». Расследование всех преступлений должно быть максимально прозрачным, чтобы не возникли вспышки народного гнева.
Алматы