Слово и дело. Горячие точки Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+16 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Слово и дело. Горячие точки Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА

Слово и дело. Горячие точки Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА

Имангали  ТАСМАГАМБЕТОВА называют кризисным менеджером. И  бросают его на самые важные участки. То акимом области поставят, то Премьер-министром. То доверят поднимать столицу, то отправят родину защищать на посту министра обороны. В общем, где тонко, там и Имангали Нургалиевич. На самых горячих участках управления страной.

  • 31 Октября 2014
  • 8642
Фото - Caravan.kz

Кроме того, Имангали Тасмагамбетов считается одним из самых культурных и эрудированных министров Казахстана. И то верно: написать книгу (не важно, самому долгими зимними вечерами или с помощью специально нанятых людей) – дело для чиновников обычное. Но выпустить 10 книг по истории, археологии, политологии и даже по истории ювелирного дела – далеко не каждый ученый таким похвастать может. При этом многочисленные эксперты часто ставят его на первые места в рейтингах влиятельности политической элиты страны.

Путь к сердцу электората

Замечено: куда бы ни приходил управлять Имангали Тасмагамбетов, он прежде всего стремится обновить инфраструктуру. И именно за это его любят жители тех регионов, где он успел поруководить. Оно и понятно, для управленца такого уровня главное – получить благодарный электорат. А дороги в нашей стране – традиционно слабое место. Наведи порядок хотя бы в этой сфере – и любовь народа тебе будет обеспечена.

После назначения на пост акима Алматы в декабре 2004 года первым делом он занялся разработкой нового генплана, строительством развязок и массированным ремонтом автодорог. Более того, потребовал от строителей невероятного – гарантии на построенные ими дороги.

– Два года подрядчик дает нам гарантию на свое дорожное покрытие, – сказал Тасмагамбетов в одном из интервью в 2007 году. Правда, тут же оправдал плохое качество дорог: – А дальше никто не возьмется гарантировать. Есть европейский стандарт, к которому мы должны стремиться. Но для этого надо затратить на один  километр 1,5 миллиона евро. У нас в городе

2 тысячи километров дорог. Из них одна тысяча – магистральные. Значит, нужно выложить 1,5 миллиарда евро из бюджета только на асфальтирование. Таких денег у нас нет. В конечном счете мы кладем малокачественный асфальт на старое основание …

Примечательно, что Имангали Тасмагамбетов руководил Алматы как раз два полных строительных сезона. В апреле 2008 года он стал градоначальником Астаны, и история с асфальтом повторилась. Но аким Тасмагамбетов руководил уже в семи строительных сезонах. Поэтому качество дорог не могло не вызвать нарекания. И снова аким вынужден был оправдываться:

– Вообще комплекс проблем в городе. Во-первых, подземные воды. Во-вторых, у нас сейчас строится 1,3 тысячи крупных объектов, и по городу барражирует только бетономешалок 700 – это габаритные машины, которые в год делают 200 миллионов рейсов… Плюс 6 месяцев зимы, при этом 400 тысяч машин – шипованные. Эти шипы за зиму, за 6 месяцев, срезают один сантиметр асфальта, – посетовал аким.

В результате был даже поднят вопрос о запрете шипованной резины в городе. Но МВД запротестовало: шины с шипами повышают безопасность на дорогах.

Этот спор решил… Таможенный союз. 1 января 2015 года вступает в силу новый Технический регламент ТС, который запрещает эксплуатацию автомобилей без зимней резины в период с декабря по февраль.

Но Имангали Тасмагамбетова это уже может не заботить – он больше не аким Астаны, а министр обороны РК.

Понаехали!

Еще одна фраза бывшего столичного акима запомнилась казахстанцам: предложение о внедрении в Астане ценза оседлости 5 лет для получения права на жилье от государства или земельного участка.

– Поймите правильно, вопрос не в том, чтобы ограничить количество жителей в Астане… Только для прибывающих детей ежегодно надо строить 4–5 типовых школ по 1,2 тысячи мест каждая. Никаких ресурсов, никакого экономического потенциала не хватит, – сказал аким на брифинге в декабре 2013 года.

По его словам, ежегодный миграционный приток – 50–75 тысяч человек из других регионов. То есть мягко намекнул: условия жизни в Астане лучше, поэтому люди и едут.

В июле 2014 года Тасмагамбетов снова пожаловался на перенаселенность столицы:

– Мы говорим, что численность населения 820 тысяч человек, но, наверное, более миллиона уже, – сказал он на церемонии награждения лучших предпринимателей и меценатов.

“Я люблю свою работу”

Послужной список Имангали Нургалиевича впечатляет – каких только постов он не занимал!

И здесь можно вспомнить его примечательную фразу на пресс-конференции в октябре 2000 года, в бытность акимом Атырауской области. Руководил он всего год, когда начали возникать слухи, что акима сватают на должность вице-премьера с перспективой занять должность Премьер-министра.

– Я не скрываю, что предложения были разные. Но во всех этих разговорах больше политических сплетен, наверное, кому-то выгодных. Официально заявляю, что Премьер-министром быть не хочу. Не потому, что боюсь не справиться с работой, а вот не хочу – и точка. …Акимом работать интереснее, чем чиновником даже самого высокого ранга. Аким может сформировать свою команду, использовать бюджетные средства так, как это выгодно региону. Можно претворять свои идеи, проекты. Министру или вице-премьеру, дай бог, такое удается максимум в 30–40 процентах случаев. Поверьте мне на слово.

Тем не менее в декабре 2000 года  Тасмагамбетов стал заместителем Премьер-министра, а в 2002 году возглавил правительство страны. Но кто же станет припоминать такому человеку его слова?