Раз – и сразу в грязь
В начале 60-х этот поселок построили для сотрудников аэропорта. Он даже считался образцовым. Сегодня ситуация здесь иная. Некогда благополучный поселок напоминает шубу, забытую в старом комоде. Его основательно побила “моль” времени и перемен. Перешедшее на рыночные рельсы авиапредприятие сняло с себя заботы по социалке – и вся инфраструктура стала быстро приходить в упадок. С жалобами на множество проблем обратились в “КАРАВАН” жители Пригородного и примыкающих к нему дачных массивов. Мы выехали в поселок в дождливый холодный день на автобусе. Специально вышли на остановку раньше, поскольку были жалобы на дорогу – вернее, на отсутствие пешеходной дорожки вдоль нее. Ее заменяет глинистая узкая тропинка по краю насыпи. Идти по ней невозможно, разве что по краю дороги. Это совсем небезопасно – трасса довольно узкая, и по ней на большой скорости несутся машины. Шарахаемся от первой же встречной – и сразу же вляпываемся в грязь на обочине. Из-под колес обдает веером грязных брызг. Как по этой дороге ходят в школу дети – страшно представить.
Оказалось, что и в самом поселке нужно постоянно быть начеку. На выходе из магазина тоже нелишне сначала осторожно выглянуть. Здесь нет ни крыльца, ни какого-либо ограждения, и автомобили стремительно подъезжают прямо к дверям торговой точки.
– Сколько раз мы обращались в акимат с просьбой обустроить стоянки для машин, сделать хотя бы турникет у магазина – никто нас не слышит. А ведь были уже и трагические случаи, – говорят жительницы поселка. – Где здесь пройти маме с коляской?
За громадьем планов – тишина
Самая же больная тема – отсутствие поликлиники. Прежнюю “оптимизировали”, и ее функцию выполняет семейно-врачебная амбулатория с одним врачом, принимающим только до часу дня. В маленькой двушке одновременно ведется прием и детей, и чихающих “вирусников”, и обратившихся за направлением к узким специалистам. На потоке ежедневно огромное число пациентов, ведь здесь обслуживаются и жители дачных массивов, и частного сектора – более 10 тысяч человек.
– У нас много немощных стариков, инвалидов. Всех направляют в город в поликлинику № 4, до которой добраться от нас проблема. У меня тоже муж – инвалид. Приходится брать такси за полторы-две тысячи, иначе не доехать. Сколько лет обращаемся к властям – никакого результата, – рассказывает жительница поселка Татьяна ПОДДУБНАЯ. – Нет даже крайне необходимого процедурного кабинета.
После организации Есильского районного акимата проблему думали было решать. И выход нашли: разместить амбулаторно-поликлинический комплекс в давно пустующем здании магазина “Космос”. Его владелец даже готов был сделать ремонт в соответствии с требованиями к учреждениям здравоохранения. Но сменилось руководство в акимате и Минздраве, обустройство комплекса сочли неперспективным и решили к вопросу подойти масштабно: строить большую поликлинику на 500 посещений сразу на три пригородных массива – Пригородный, Заречный и Восточную Ильинку. Только вот располагаться она будет на левом берегу Астаны.
Строительство поликлиники начали, но помешали кризис и недобросовестность подрядчика. Пока с этим боролись, проект устарел. Сделали новую проектно-сметную документацию. Обещают к концу этого года объект завершить, да сколько уже было этих обещаний… К тому же никаких шагов к тому, чтобы приблизить некоторые медуслуги к жителям, так и не предприняли. Позаботиться об этом мог бы депутат маслихата от этого участка господин Кайрат ЖАУХАНОВ. Тем более что, будучи президентом АО “Международный аэропорт Астана”, именно он развернул в Пригородном частную поликлинику. А заместителю акима Есильского района, курирующей вопросы здравоохранения, вполне под силу совместно с управлением здравоохранения продлить работу амбулатории до 18.00. Но госпожа Гульнар КАСЕНОВА считает, что эти вопросы “не в ее компетенции”. Короче, диагноз один: никто не делает реальных шагов навстречу людям. Уповать на глобальные программы и призывать к пониманию, конечно, проще.
Без воды
– У нас срезали все колонки, – рассказывает председатель дачного кооператива “Полет” Бахыткуль НЫСАНБАЕВА. – А в массиве проживает постоянно 180 семей, еще по столько же в трех соседних кооперативах. Приходится ходить за водой к единственной колонке в поселке Пригородном. По часу у многих уходит на дорогу. А возле колонки очередь, в выходные дни можно и два-три часа простоять. Говорят, не должны мы здесь жить, потому и водопровод не предусмотрен. Да мы его и не просим. Хоть колонку ближе к нам поставьте. Там ведь водовод проходит.
Позиция власти интересна: не должны круглый год там проживать люди. А ведь живут, и уже более 10–15 лет. Но если не должны они там жить, почему домовые книги выдают? Регистрируют? И люди без воды маются. Другой аргумент в пользу сноса колонок – оплата. Мол, бесплатной воды не бывает.
– Мы готовы платить, – говорит Бахыткуль Нысанбаева. – По талонам, по счетчикам или по среднему тарифу потребления. Но не можем ничего допроситься.
Кстати, о бесплатной воде: ведь все равно возят они ее из Пригородного. Единственная плата – постоянное мучение людей. С водным вопросом мы обратились в ГКП “Астана су арнасы”. Поначалу там проявили готовность разобраться, собрали совещание. А потом вновь зазвучали те же аргументы: дачные участки водой обеспечиваться не должны. И вообще – это не входит в сферу их деятельности. А ведь цена вопроса: восстановление одной-двух колонок. В общем, рьяно взялись и быстро “сдулись”. Примерно также решаются все пригородные проблемы.