11 лет за 72 дня, или Как аким работал землекопом - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
11 лет за 72 дня, или Как аким работал землекопом

11 лет за 72 дня, или Как аким работал землекопом

Когда смотришь на темпы и качество строительства современных дорог, то кажется, что проще повторить жюльверновскую кругосветку за 80 дней, чем построить 800-километровый тракт за 72 дня. Но то, что кажется немыслимым сегодня, оказывается, было по силам нашим прадедам.

  • 17 Октября 2014
  • 1400
Фото - Caravan.kz

Уму непостижимо

Перед самым началом Великой Отечественной, летом 1941 года, было завершено строительство тракта “Восточное кольцо”, который соединил 700 колхозов и 8 районных центров Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей. Энтузиасты проложили по бездорожью гравийное полотно длиной 806 километров за 72 дня, что, по мнению сегодняшних специалистов, требует 11 лет кропотливого труда!

– Строительство началось в мае 1940 года, и за 42 дня построили дорогу длиной более 300 километров, – рассказала краевед Ольга ИСАЕВА. – Остальное завершили за 30 дней в начале лета 1941-го. В общей сложности было уложено в дорожное полотно свыше 4 миллионов кубометров земли, около 400 тысяч кубометров горных пород выбрано. Построен 381 мост общей протяженностью 2 тысячи метров.

Работать приходилось вручную. Поэтому на 16 строительных участках дороги работали 532 колхозно-дорожные бригады по 35–50 человек. Для них в Усть-Каменогорске и Семипалатинске организовали краткосрочные курсы по подготовке дорожных бригадиров, десятников и учетчиков. Вместо катков и грейдеров – тачки и носилки, лопаты и катальные доски. Разве что лес и гравий завозились на подводах. Только одних черенков для лопат для возведения “Восточного кольца” понадобилось 15 тысяч штук.

Стратегическая трасса

Конечно, столь тяжелый труд не был голубой мечтой сельчан: и мужчин, и женщин отправляли на работы в обязательном порядке. Но при этом и начальники, и чиновники работали в тех же условиях и с такой же нагрузкой, что и рядовые колхозники.

– Секретарь обкома, председатель облисполкома и редактор областной газеты не только безвыездно жили на стройке, но и работали лопатой, киркой и ломом, – отметила Ольга Исаева. – Другой пример: предсе­датель исполкома Гуситского сельского сове­та Григорий Мархилев работал землекопом на трассе с сыном Владимиром. Отец ежедневно выполнял нор­му на 750 процентов, а сын отстал все­го на два процента.

Мыслимо ли сегодня представить районного акима, отрабатывающего вместе с членами своего семейства по семь с половиной норм в день на строительстве дороги? А тогда люди еще учиться и отдыхать успевали! За 72 дня работы на “Восточном кольце” энтузиасты-дорожники посмотрели 135 кинокартин и 180 концертов. За это же время две с половиной тысячи человек научились читать и писать. На 16 дорожных участках работало 18 передвижных библиотек.

Главное же – сам тракт. Пусть гравийный, но и это казалось чуть ли не сказкой. Ведь к концу 1930-х годов в обеих областях не было ни одного километра автомобильных дорог с твердым покрытием. А “Восточное кольцо” связало внушительные территории Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей с Рудным Алтаем, Турксибом и водными пристанями Иртыша.

Семей