Ровно месяц назад, 10 сентября, глава Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ успокаивал журналистов, задающих вопросы о том, как падающий рубль может спровоцировать падение и тенге. По его словам, никаких поводов для страхов нет, так как бюджет Казахстана сверстан так, чтобы максимально обезопасить страну от всевозможных рисков, связанных с санкциями против России.
– Когда мы производили корректировку в феврале, был создан определенный запас прочности от негативного влияния двух факторов – обменного курса рубля и цены на нефть. Если он приблизится к цене 40–42 за доллар, сегодняшний курс тенге позволяет спокойно к этому относиться. Если рубль будет стоить 43 за доллар, тогда есть повод для беспокойства. Но мы не думаем, что до конца года рубль будет превышать 38 за доллар. Что же касается цены на нефть, она может идти вверх или вниз. При стоимости в 90 долларов за баррель правительство может почувствовать угрозу для бюджета, при цене в 80 долларов может произойти обесценивание тенге, – рассказывал глава Нацбанка.
Похоже, сейчас все эти мрачные прогнозы сбываются. В среду, 8 октября, курс доллара на Московской бирже поднялся выше психологически важной отметки в 40 рублей. И, по мрачным прогнозам российских экспертов, доллар вполне может пробить уровень в 40 рублей и дойти до отметки 45 рублей. Вопрос только в том, когда это случится.
Цены на нефть тоже снижаются. Они подгоняются плохими прогнозами о перспективах развития мировой экономики. 8 октября ноябрьские фьючерсы на нефть Brent в Лондоне упали сразу на 1,23 доллара – до 90,89 доллара за баррель. Так низко стоимость нефти упала впервые за год. Как все это отразится на курсе тенге и на Казахстане?
Практика девальвации тенге в феврале 2014 года показала, как сильно курс тенге зависит от курса рубля. Россия – крупнейший торговый партнер Казахстана. На нее приходится пятая часть всей нашей торговли. Поэтому курс рубля может служить индикатором поведения тенге.
Сейчас официальный курс составляет 39,78 рубля к доллару. США и ЕС уже добились спада в экономике России. За полтора месяца падение составило 3 рубля за доллар. При таком варианте курс тенге может упасть вслед за рублем. При курсе в 42 рубля курс нашей валюты может составить от 190 до 210 тенге за доллар (при привычном соотношении рубля к тенге – 1 к 5). Это означает, что запас, сделанный при девальвации тенге, будет исчерпан, и тогда тенге также придется девальвировать. Разумеется, это всего лишь предположения. Но, как показывает жизнь, не всегда мировые тенденции срабатывают в нашей экономике.
Борьба за ресурсы
Ректор университета “Туран”, экономист Рахман АЛШАНОВ:
– С рублем ситуация очень непростая. На нее наложилось сразу много факторов. Главное – это глобальное столкновение между США и набирающими силу Россией и Китаем. Но Китай отбирает рынки у США тихо и методично. Это заставляет США нервничать, что сказывается на их политике. Она становится более агрессивной, и эту агрессию они направляют на Россию.
Со своей стороны Россия сделала значительные вложения в оборонный комплекс – военные расходы страны уже сегодня составили 20 процентов госбюджета. Такое резкое увеличение военных расходов всегда настораживает соседей. Цель этих затрат – защита стратегических интересов, особенно усиление присутствия в Арктике, где находятся запасы нефти и газа. Благодаря им в ближайшие 20–25 лет Россия сможет диктовать потребителям свои условия, чего никто не хочет, конечно. Поэтому США сейчас стремятся максимально снизить влияние этого фактора. Украина и ситуация в этой стране оказались удобным поводом для объявления санкций против России.
Тут, как нельзя кстати для США, подошли сроки выплаты платежей по кредитам, взятым Россией за рубежом для финансирования инфраструктурных проектов. В итоге в стране начался дефицит валюты, что и привело, скорее всего, к такому резкому падению курса рубля.
С ценой на нефть ситуация более запутанная. Возможно, США снова действовали через Саудовскую Аравию, которая способна опустить цены на нефть. До какого уровня упадет цена? Пока непонятно. В Саудовской Аравии и Ираке себестоимость добычи нефти меньше доллара за баррель. И у них есть большой запас прочности. В бюджет России заложена цена нефти в 90 долларов за баррель. Многие считают, что цена на нефть не опустится ниже этого уровня. Не должна опуститься.
Иначе говоря, мы наблюдаем новый виток борьбы за ресурсы, которая приняла форму войны санкций. К чему она приведет и как скажется на нашей стране? Это самый важный для нас вопрос.
Падение нефти никому не выгодно
Дмитрий Александров, аналитик Financial Bridge:
– На рубль оказывает давление сразу несколько факторов:
• падение нефти ниже психологически значимых уровней и закрепление ее в этих районах;
• политическое давление на Россию и угроза расширения санкций;
• замедление темпов роста экономики РФ и угроза длительной стагнации;
• нехватка валютной ликвидности в банковской системе, которая обусловлена необходимостью внешних платежей по кредитам;
• ожидания дальнейшего роста спроса на американскую валюту и ее рост против евро на фоне вероятного подъема ставки ФРС и расширения количественного смягчения со стороны ЕЦБ;
• готовность Центробанка перейти на плавающий, полностью свободный курс рубля с 2015 года.
Многие из этих факторов взаимосвязаны: например, падение нефти обусловлено как раз ожиданиями роста ставки ФРС и выводом долларовыми инвесторами капиталов из внешних рынков и сырьевых активов. Неудовлетворенный спрос на валюту связан с трудностями с привлечением внешнего валютного фондирования, возникшими из-за санкций. Ожидания стагнации ВВП также коррелируют со снижением нефтяных цен и ухудшением внешнеполитического фона.
В случае благоприятного сценария в Украине и снятия части санкций, скорее всего, произойдет откат ниже 38 рублей за доллар. Но в среднем тренд формируется в пользу роста валюты США.
Нижние границы падения нефти видятся на уровне 75–90 долларов за баррель. Рост доллара также должен быть умеренным, поскольку при дешевой энергии и переоцененном долларе перезапустить индустриальное производство в США за счет замещения экспорта будет сложно. Падение цены на нефть ниже 70 долларов за баррель поставит под угрозу многие новые проекты по добыче нетрадиционной нефти и газа, а также будет неприемлемо для бюджетов стран Персидского залива.