Операция "Утилизация": как корреспондент “Каравана” пытался избавиться от тонны мусора - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Операция "Утилизация": как корреспондент “Каравана” пытался избавиться от тонны мусора

Операция "Утилизация": как корреспондент “Каравана” пытался избавиться от тонны мусора

С этого года в Казахстане на полигоны ТБО запретили вывозить отходы строительных материалов. Такие изменения были внесены в Экологический кодекс. Куда же теперь отправляется строительный мусор и неужели его не принимают?

  • 20 Декабря 2021
  • 451
Фото - Caravan.kz

Услышав жалобы от строителей, корреспондент “КАРАВАНА” провел эксперимент “Утилизациия стройотходов”. И вот что получилось…

Когда нельзя, но очень нужно, то можно

Недавно строительные компании Костанайской области заявили, что устали пристраивать строительный мусор и нести убытки за его утилизацию. По их словам, каждый год объем строительно-монтажных работ по реконструкции и капитальному ремонту растет, а вместе с ним и объемы строительного мусора, которые раньше приходилось утилизировать на свалках ТБО. Но сейчас, по их словам, владельцы полигонов ТБО Костаная и Рудного строительный мусор не принимают.

– Экологическое законодательство запретило размещение строительных отходов на полигоне, поэтому на сегодняшний день бизнесу нужно рассматривать вопрос переработки отходов, – пояснила представитель департамента экологии Костанайской области Зияда БИСАХАЛОВА. – Неопасные отходы можно использовать в качестве засыпки углублений, неровностей.

Предложение, конечно, интересное, но инициаторы поправок не учли несколько моментов. Кроме того, что в стране практически нет специализированных полигонов для размещения строительного мусора, так еще законодатели не определили, кто же должен заниматься переработкой стройотходов. Это должны делать сами строительные компании? Но это же не их задача. Или владельцы полигонов ТБО?

Куда девать мусор?

Чтобы не ждать ответов от чиновников, корреспондент “КАРАВАНА” провел эксперимент. И как обычный житель города попытался утилизировать строительный мусор. Первым делом звонок в ТОО “Тазалык-2012”, занимающееся вывозом мусора, с которым у меня заключен договор. Это товарищество является владельцем одного из крупных полигонов ТБО в Костанае. Но там на вопрос о необходимости вывезти строительный мусор ответили, что они его не принимают. А на реплику: “Куда девать такой мусор?” – пояснили, что они на рынке не одни, есть еще полигоны.

Отправляюсь на поиски. На помощь пришел известный сайт объявлений. Заранее придумав одну легенду для всех о том, что с участка в частном секторе нужно вывезти тонну мусора в виде остатков кирпича, бетона и шлакоблоков. Часть из которых уже собрана в мешки, другая часть – в куче вместе с грунтом. Результаты поиска на сайте обрадовали: более 10 авторов объявлений предлагали вывезти строительный мусор и различный хлам из квартир и частных домов.

– “Вывоз хлама и строительного мусора на свалку. Работаем честно, недорого. Предоставляем нужное количество людей”, “Вывоз строительного мусора, имеются грузчики либо погрузчик, оплата по часам, быстро и качественно”, – писали авторы объявлений.

Получается, любой каприз – за мои деньги. И, судя по количеству просмотров, предлагаемые услуги пользуются спросом среди населения: объявления, размещенные 2–3 дня назад, были просмотрены от 200 до 580 раз. Ну что же, звоним.

– Мы вывозим мусор на “Газели”, если он у вас россыпью, то можем приехать и собрать его в мешки, – выслушав мою легенду, – ответил молодой человек по имени Азамат. – Если объем небольшой, то хватит и 2 человек. Вывозим мусор на Затобольскую свалку. Что касается расценок, то одна “Газель” стоит 6 тысяч тенге, ну можно за 5 тысяч договориться. Час работы одного грузчика в многоэтажных домах стоит 3,5 тысячи тенге/час, в частном секторе – 3 тысячи тенге. В вашем случае час загрузки машины, плюс работа 2 грузчиков, получится 11 тысяч тенге. На ваш объем потребуется часа два.

– Говорят, что запретили вывозить строительный мусор на свалки? – продолжаю задавать вопросы.

– Нет, принимают. Мы каждый день туда вывозим разный мусор и хлам, в том числе и строительный. Единственный момент, на самой свалке нужно платить охраннику 700 тенге за куб мусора. Если у вас тонна, то вам посчитают кубов 7–8. Значит, за утилизацию надо будет заплатить еще от 4,9 до 5,6 тысячи тенге.

Подбиваю итог: 2 часа работы плюс средняя сумма за утилизацию 5 тысяч тенге, итого получится, что за тонну стройотходов надо выложить около 26–27 тысяч тенге. Решаю позвонить еще одному из потенциальных исполнителей.

Костанайские компании вывезут любой объем стройотходов, были бы деньги у заказчика

Костанайские компании вывезут любой объем стройотходов, были бы деньги у заказчика

– Машина будет стоить 4,5 тысячи тенге, услуга грузчика – 3 тысячи тенге за час, – пояснил Берик. – Утилизация мусора оплачивается отдельно. Если у вас строительный мусор в мешках, объемом примерно 1 тонна, то его принимают на утилизацию на свалке возле Химзавода по цене от 10 до 15 тысяч тенге.

Всё коротко и ясно. Что в итоге? 2 часа работы грузчиков плюс средняя цена утилизации в 13 тысяч обойдутся моему кошельку в 34 тысячи тенге. С малыми объемами ситуация понятна. Усложняем задачу. Теперь потенциальному исполнителю обозначена такая цель: на участке примерно 20–30 тонн строительного мусора. Для его вывоза нужен погрузчик и самосвал КамАЗ или ЗИЛ. Таких объявлений на сайте тоже немало, как говорится, выбирай на цвет и вкус.

Владелец техники интересуется месторасположением участка, возможностями для работы грузовой техники и что за строительный мусор предстоит вывозить. По легенде, участок находится в частном секторе, и исполнителю нужно вывезти остатки от разобранной времянки: кирпич, шлакоблоки, куски плит и бетона.

– Вам нужны будут КамАЗы, один рейс с утилизацией будет стоить 20 тысяч тенге, получается: 12 тысяч – это рейс грузовика, 8 тысяч – плата за утилизацию, – коротко ответил на вопросы Куаныш. – Часовая работа погрузчика стоит 12 тысяч тенге. Если только загружать, то на ваш объем будет нужно 2 КамАЗа, их погрузчик загрузит за час.

Подбиваем итоги: примерно 20 тонн мусора уже обойдутся в 52 тысячи тенге. Ну что же, эксперимент наглядно показал, что был бы мусор и финансы, а желающие его вывезти всегда найдутся. Только звони и выбирай.

С вывозом строительного мусора у населения всё понятно. А куда же отправляют отходы компании, занимающиеся ремонтом и строительством?

Строительный мусор со строительных площадок оказывается на стихийных свалках
Строительный мусор со строительных площадок оказывается на стихийных свалках

– Мы вывозим строительный мусор на свалку, если большой объем, то они забирают его на подсыпку, – рассказал директор ИП, занимающегося ремонтными и восстановительными работами, Даурен. – Его еще как принимают на самой свалке. Да, “Тазалык” не берет, но есть и частные свалки в сторону Рудного. Там берут за 1 куб 700 тенге. На свалке весовщики сами смотрят, оценивают тоннаж. Никаких проблем с утилизацией нет. Если своей техники не хватает, на сайтах объявлений много предложений услуг… по вывозу строительного мусора.

Может, стоило подумать?

Странная ситуация получается: по закону вывозить стройотходы на полигоны ТБО запрещено, а на деле – можно. Или частным компаниям, владеющим свалками, и не только частным, закон не писан? А может, так даже и лучше, когда строительный мусор у населения принимают на всех полигонах ТБО, а не отправляют искать частные компании?

Сегодня ситуация такова, что жильцы многоэтажек складируют мешки с остатками стройматериалов возле мусорных контейнеров, считая, что если у них заключен договор на вывоз мусора, то его должны забрать.

А в итоге мешки могут стоять на мусорке месяцами, так как “Тазалык” не забирает такие отходы. А жители частного сектора, получив от ворот поворот на городской свалке, оставляют свой хлам в оврагах или на пустырях. А потом мы говорим, что в городах и селах растет количество несанкционированных свалок, которые в итоге приходится убирать за бюджетные деньги. А не проще ли было сначала создать специализированные полигоны для строительных отходов, которые бы занимались их переработкой и дальнейшей продажей, а потом вводить запреты? Поставили телегу впереди лошади и еще удивляемся, почему у нас ничего не получается? А вы говорите – Экологический кодекс!

Костанай