Первая казашка, которая стала дипломированным врачом: как она спасала людей - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+25 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Первая казашка, которая стала дипломированным врачом: как она спасала людей

Первая казашка, которая стала дипломированным врачом: как она спасала людей

Старшая сестра Санжара Асфендиярова тоже выбрала профессию врача.

  • 16 Декабря 2021
  • 28447
Фото - Caravan.kz

При этом она стала медиком раньше знаменитого брата. Редакция Сaravan.kz предлагает узнать больше об этой женщине, чья история восхищает и вдохновляет.

Семья и ранние годы

Умми-Гульсум Асфендиярова происходит из непростой семьи, знатной и образованной. Она — торе. Ее отец Сеитжафар — правнук Айшуак-хана, младшего сына Абулхаир-хана, потомка Джучи, старшего сына Чингисхана. Сеитжафар Асфендияров служил военным переводчиком при туркестанском генерал-губернаторе и вышел на пенсию в 1916 году в чине генерал-майора. Его жена Гуляндам, в девичестве Касымова, была из потомков Абылай-хана. Гульсум родилась в ноябре 1880 года и была его третьей дочерью. Всего детей в их семье было восемь — четыре мальчика (Сеид Абулхаир, Нуреддин, Санжар, Мансур) и четыре девочки (Фатима, Айша, Гульсум и Анель). В январе 1881 года Сеитжафара перевели по службе в Ташкент, и семья переехала за ним.

Как и ее братья с сестрами, сначала Гульсум училась на дому, но в 10 лет поступила в Ташкентскую женскую гимназию, которую окончила через 9 лет. При этом она получила разрешение работать учительницей, но преподавать могла только своим единоверцам-мусульманам.

Гульсум решила посвятить себя медицине еще во время учебы в школе. Она хотела помочь женщинам и детям родного края, которые редко получали необходимую врачебную помощь и часто гибли из-за этого. Для этого она даже выучила латынь.

За 2 года до выпуска Умми из школы в Петербурге открылся Женский медицинский институт. Это событие было уникально для того времени, ведь в других европейских вузах женщины не могли получать высшее медицинское образование. Зато жительницы Российской империи такую возможность получили. Однако обучение в городе, который был далеко от казахских степей, стоило дорого, и поэтому далеко не каждые родители могли отправить дочь в этот институт. Многим мешали традиции. Так что в Северной Пальмире оказались в основном дочери высокопоставленных русских чиновников.

В 1902 году две из них завершили учебу и вернулись обратно. Тогда советом при генерал-губернаторе было решено поощрить одаренных местных девушек и учредить десять стипендий для желающих учиться в Женском медицинском институте. Конкурс был немаленький, и поучаствовать в нем могли только представительницы Туркестанского края. Восемь стипендий достались опять же русским девушкам, но две смогли получить Зейнеб Абдурахманова и наша героиня. Было принято считать, что Зейнеб и Гульсум делят звание первой казашки с дипломом врача, однако недавно выяснились новые факты.

"Мы провели небольшое исследование, документы и факты говорят о том, что Биби-Зейнеб, дочь подполковника Садыка Абдрахманова, была по национальности татарка", — написал на своей странице историк Алмас Жунисбай.

Учеба не всегда проходила в благоприятных условиях. Холодный ветреный климат Петербурга оказался для южанки в новинку, к тому же время тогда было неспокойное: народные волнения, теракты, забастовки. Не говоря о том, что девушка впервые оказалась одна так далеко от дома. Иногда ей случалось и мерзнуть, и даже голодать, но поддержка семьи помогла справиться со всеми невзгодами.

Например, в 1906 году ее отец смог выбраться в столицу с посольством из Бухары, а на последнем курсе младший брат Санжар приехал учиться в Военно-Медицинской академии. Вдвоем стало легче.

Возвращение на родину

В 1908 году после выпуска обе стипендиатки вернулись в родные места и стали работать по профессии. Так Умми-Гульсум Асфендиярова стала первой казашкой с дипломом о высшем медицинском образовании. Диплом ее даже сохранился до времени, когда его удалось оцифровать. Почитав его, можно узнать, что наша соотечественница не просто отучилась, а была отличницей и показала весьма удовлетворительные знания по большинству профильных предметов. Это "весьма удовлетворительно" в то время считалось высшей оценкой.

Зейнеб Абдурахманова на родине не осталась, уехала вслед за мужем через несколько лет, пожила в Баку, Грозном и Нальчике, а затем следы ее затерялись. Зато Умми-Гульсум посвятила Туркестану всю жизнь.

Она хотела работать в родных местах и запрашивала это распределение дважды.

Первое прошение было отправлено в Туркестанское военно-медицинское управление. Умми-Гульсум писала:

"Кончив курс в Санкт-Петербургском женском медицинском институте, хорошо зная как сартовский, так и киргизский язык, мне очень было желательно работать среди знакомой и близкой мне национальности. Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой назначить меня тамерлановским сельско-участковым врачом Чимкентского уезда".

Второе было адресовано самому императору Николаю II:

"Имея желание поступить на службу Вашего Величества участковым врачом в Туркестанский военный округ, в село Тамерлановку Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области, всеподданнейше прошу: дабы повелено было сие прошение мое принять и меня, вышепоименованную, определить на службу в Туркестанский военный округ".
Желание Гульсум исполнилось, и она стала работать именно на том участке, который выбрала для себя.

Из любви к людям

Работа же была нелегкая — Умми-Гульсум была единственным врачом на восемь тысяч человек. Но она справилась и помогла множеству людей, которым больше не от кого было ждать помощи. Дальнейшая биография Гульсум — история преданного служения идеалам медицины и помощи сотням людей. Она не только лечила их, но и просвещала: проверяла жилищные условия, рассказывала про личную гигиену и профилактику распространенных болезней.

Из Тамерлановки Гульсум через несколько лет работы перевелась в Папский сельский врачебный пункт, а оттуда ее пригласили работать в новой женской больнице Хивинского района. Приглашение через отца Гульсум прислал сам визирь района, и отказать ему прямо было бы грубостью. Поэтому в ответ она подробно описала свои нынешние условия и предложила визирю самому решить, сможет ли он предложить ей лучший вариант в своем учреждении. Перевод состоялся — штат Хивинской больницы пополнился врачом-акушером, крайне увлеченным любимой работой. Именно Гульсум стала врачом, который в истории Туркестанского края первым провел кесарево сечение, спася при этом и роженицу, и младенца.

Но уже в следующем году начавшаяся война заставила Гульсум вернуться в Ташкент к семье. Она продолжила работать, открыла свое акушерско-гинекологическое отделение на 30 мест, а также начала активно участвовать в общественной жизни, в том числе помогая брату Санжару. Позже Гульсум стала директором городского роддома, открыла курсы акушерок, долго преподавала в Ташкентском медицинском техникуме, писала статьи в журналы и продолжала просветительскую деятельность. Благодаря Умми-Гульсум на свет появилось множество детей.

На фото ниже она снята вместе с коллегами из Ташкентской женской больницы в 1923 году.

Поздние годы и наследие

О поздних годах ее жизни мало что известно, потому что в 1937 году ее любимого младшего брата Санжара признали врагом народа, исключили из партии и расстреляли. Гульсум умерла в тот же год. Это стало известно, когда недавно волонтеры группы "Память о ташкентцах" обнаружили ее могилу на Боткинском кладбище столицы Узбекистана.

Точная дата смерти неизвестна. При этом год рождения указан неверно.Вот что пишет по этому поводу историк Алмас Жунисбай:

— Интересна теперь сама история этого надгробья. Кто же его установил? Ее младший брат, Санжар Асфендияров, тогда уже был арестован. Возможно, это было сделано кругом близких коллег, друзей, возможно, родственников (хотя маловероятно, тогда они были под прессом репрессии, и им, скорее всего, было не до этого).
 
Одно ясно одно, Санжару так и не удалось попасть на могилу сестры. Мы все еще не знаем дату смерти их старшей сестры — Биби-Айши Асфендияровой/Кутебаровой. В начале 1930-х она переехала в Алматы, работала стенографисткой в Управлении делами Совнаркома Казахской АССР и секретарем в Казахстанской базе Академии наук СССР. По воспоминаниям, жила она в тупике по Толе-би, это где-то в сторону парка Горького.
 
Тут еще предстоит во многом разобраться.