Вас устраивает, что казахстанские клубы почитают за счастье играть даже не в Лиге Европы, а в плей-офф к этому турниру? И это при том, что чаще всего они терпят поражения от команд с гораздо меньшими бюджетами. Вам нравится, что за счет наших налогов регионы содержат ораву молодых и здоровых миллионеров, пинающих мячик? Или вам по нраву, что нулевую ничью сборной Казахстана в домашнем матче с латышами воспринимают как прорыв в космос? Если да, то дальше можете не читать. Потому что ниже мы предлагаем ряд мер, которые, на наш скромный взгляд, могут сделать отечественный футбол лучше.
Гражданская оборона
Минувшим летом в казахстанском футболе рванула бомба такой мощи, что осколки от взрыва до сих пор задевают многих. Скажем, недавно объявил о своем уходе с поста руководителя Профессиональной футбольной лиги Михаил Гурман. Основная версия – проблемы со здоровьем. Но за кулисами утверждают: Михаила Ильича убрали потому, что он допустил скандал с македонцем Николой Тоневым. Напомним, что защитник костанайского “Тобола” в этом году был заявлен как казахстанец. Но оказалось, что гражданства нашей страны у него не было, а заявили его по поддельным документам!
Однако сейчас важно не то, как наказали Тонева и клуб, а то, какие меры будут предприняты, чтобы подобное не произошло впредь. Мы предлагаем самый радикальный вариант: дополнить регламент термином “воспитанник казахстанского футбола”. И прописать, что в первенстве премьер-лиги в составе каждой команды обязаны одновременно находиться на поле не менее 6–7 воспитанников! Клубам станет невыгодно экстренно завозить легионеров, раздавать паспорта лимитчикам из России, Украины и Белоруссии. Им придется сжать зубы и наконец-то начать работать со своими футболистами. Да, с футболистами, изнеженными большими заработками, да, с требующими к себе внимания, но зато – со своими. И готовыми – как показал пример Самата Смакова – позабыть обо всем и прийти на помощь сборной в трудное время.
В нашем предложении есть одно “но”. Оно устраивает казахстанских игроков и тех мальчишек, что бегают сейчас по пустырям, мечтая стать вторым Роналду или третьим Месси. Формулировка “воспитанник казахстанского футбола” категорически не устраивает президентов и тренеров клубов, которым в случае принятия подобного решения придется срочно решать, как закрывать проблемные позиции. Но делать это нужно. Иначе в казахстанском чемпионате скоро будут играть одни иностранцы с нашими паспортами.
Доверяй, но проверяй
Другой момент, необходимый как воздух для стимулирования работы именно с воспитанниками казахстанского футбола – это реальная и серьезная проверка подлинности паспортов у всех игроков, ставших в последние годы гражданами нашей страны. Как показала практика, Федерация футбола Казахстана (ФФК) все-таки способна составить запрос в МВД и получить интересующую информацию (как было в деле Тонева). Но этого мало. Понимая, насколько серьезные люди сидят в ФФК, можно предложить: обратитесь в наши МВД, Минюст. Отправьте им обращения с просьбой разослать запросы своим коллегам в Россию, Белоруссию и Украину. Пусть проверят как минимум 70 человек, которые нынче числятся казахстанцами, и узнают: есть ли у них второе гражданство. Если да – пожизненно дисквалифицируйте. За обман.
А вопросов здесь – выше крыши. Вот лишь один: как так вышло, что пока Иван Перич играл в нашей стране, значился гражданином Казахстана и имел соответствующий паспорт, но когда перешел в албанский “Кукеси”, вдруг выяснилось, что он – серб? И это не слухи, а информация от УЕФА – Европейского союза футбольных ассоциаций.
Полевой устав
Каждый год – одно и то же. Как только начинается чемпионат страны, выясняется: большинство клубов к нему не готово. Точнее, пинать мячик готовы все, зато с большинством наших, с позволения сказать, арен – полная беда. Вот и тыкаются-мыкаются клубы по стадиончикам, неизвестно как прошедшим сертификацию. Бывает, что болельщики месяцами ждут, когда команда наконец-то начнет играть в их родном городе. В этом году один футболист рассказывал, как ему в свое время игралось на поле в одном из городов. Поле было покрыто крошкой, полученной после того как переработали автомобильные шины. “Отыграешь матч – выходишь весь черный. И ощущение такое, что ты не в футбол играл, а резину ел”.
Что мы предлагаем? Зная, как способны наши клубы находить лазейки и выбивать финансирование, мы понимаем: денежные штрафы ситуацию не спасут. Наши команды могут платить миллионы, а играть где попало. Поэтому наше предложение: предупредить в конце года руководство клубов, администрацию стадионов, на которых они играют, и курирующие их акиматы о том, что с 2015 года за “домашний матч, сыгранный не на своем поле” с клуба будут сниматься очки.
Пока же наши директора стадионов могут позволить себя всяческие “ля-ля” и разглагольствования о сложных погодных условиях. Пусть съездят в Норвегию и Швецию и увидят, в каком состоянии там газоны в октябре–ноябре. Но как только какой-либо казахстанский клуб потеряет на старте первенства шесть очков из-за того, что поле не успели привести в пригодное состояние, будьте уверены: через год их газон станет изумрудным.
Бюджет – как много в этом слове…
По-хорошему именно эту новацию следует внедрять в наш футбол в первую очередь. Ведь клубы, финансирующиеся из бюджета, обязаны отчитываться о размере своего бюджета и об остальных тратах. Люди, за счет налогов которых и устраивается большой футбольный пир, имеют право знать, какие суммы уходят не на строительство детского садика, а на клуб. В идеале следует – не указывая фамилий – обнародывать суммы заработных плат. Но в обязательном порядке необходимо указывать зарплату первых руководителей.
Не молчите, судьи, не молчите!
Теперь о судьях. То, что это “люди в черном”, – нам давно известно. В их способностях работать как качественно, так и кошмарно, мы убеждались не раз. Дело осталось за малым: чтобы судьи комментировали свои решения и ошибки. Думаю, это предложение не найдет понимания в департаменте судейства и инспектирования. Там достанут престарелый циркуляр УЕФА, где подобное не запрещено, но и не рекомендуется.
Послушайте – у нас не европейский футбол, а Дикий Запад. Денег – много, а толку – мало. Чтобы судьям верили, чтобы относились к ним, как к мужикам, в конце концов, пусть дают интервью, объясняют, оправдываются! А игра в молчанку ни к чему хорошему не приведет.
Парни на миллион
Помните нашумевшую киноленту “Малышка на миллион”? В казахстанском футболе так можно называть игроков, тренеров, но чаще всего – агентов. Вот уж кто живет в шоколаде! В этом году стало известно о том, какие суммы вознаграждений выплачивают агентам за то, что их футболист подписал контракт. Например, за вратаря Бекбаева, не являющегося игроком сборной страны, костанайский “Тобол” заплатил только агенту 50 тысяч долларов. А павлодарский “Иртыш” выложил другому агенту такую же сумму лишь за продление контрактов с Чернышевым и Ивановым – игроками, также не относящимися к элите казахстанской премьер-лиги. 50 тысяч долларов агенту от бюджетного клуба – это, на наш взгляд, перебор. Не будем произносить каноническую речь про учителей и врачей, а лишь покажем, где нет полей, баз, где детские тренеры получают небольшую заработную плату. Но на это денег нет.
Поэтому еще одно революционное предложение: для клубов, финансирующихся из бюджета, установить потолок, выше которого платить вознаграждение агенту нельзя. Если, допустим, “Иртыш” хочет и дальше баловать агентов миллионами тенге, пусть находит спонсоров и платит из этих средств. А бюджетные деньги лучше направить на то, чтобы дети играли на нормальных полях и регулярно ездили на турниры. Естественно, что все суммы вознаграждений агентам необходимо сообщать народным массам. И давайте не будем “ля-ля” о том, что “это общепринятая международная практика” и прочее. Ведь в данном случае наши налоги тратятся не на пенсионеров и больных, а на людей-посредников. К тому же в европах клубы пытаются зарабатывать сами. Поэтому имеют право платить агентам столько, сколько захотят.
Глаз – алмаз. Не режет только
Футболисты, судьи, агенты, руководители, директора стадионов – обо всех мы поговорили. Остались только инспекторы матчей. Те самые, что выставляют оценку за судейство, состояние поля и высчитывают посещаемость на конкретном матче. Именно эти благодушные люди видят сотни болельщиков там, где их не наберется и десяток. Поэтому, чтобы понять, насколько футбол популярен в Казахстане, и делать верные выводы, стоит запретить инспекторам определять количество зрителей и число болельщиков выяснять исключительно по реально проданным билетам. Потому что зрелище дорого только тогда, когда за него хочется платить. А есть ли желание у нашей публики отдавать свои кровные, чтобы наблюдать за играми миллионеров?
P.S. Казахстанский футбол отчаянно нуждается в переменах. Для того чтобы не прятаться в катакомбах под названием “130–150-е места в рейтинге ФИФА”. Для того чтобы игроки радовали болельщиков, а не ввергали их в пучину отчаяния, судьи судили, а не чудили. И чтобы колоссальные средства, которые выделяет государство, шли впрок, а не обогащали всяких посредников.