Жена привела к победе
В этом году на предварительный отбор Х Международного кинофестиваля “Евразия” поступило рекордное количество заявок – свыше 180 картин из более 30 стран. К просмотру была допущена треть фильмов, а к конкурсному показу отобрана традиционная дюжина. Состав жюри был укомплектован заслуженными режиссерами: Цзя ЧЖАНКЭ из Китая, Андреасом ДРЕЗЕНОМ из Германии и Ли Чхан ДОНОМ из Южной Кореи. В нелегком судейском деле им подсобила белорусско-российская актриса Ольга ДЫХОВИЧНАЯ и мэтр нашего кино Асанали АШИМОВ.
Гран-при фестиваля в этом году достался картине “Рядом с ней” израильского режиссера Асафа КОРМАНА. “Золотого барса” вручил, пожалуй, самый строгий из членов жюри Асанали Ашимов. Еще во время общения с прессой Корман рассказал о том, как пришел к режиссерскому ремеслу – это не случилось бы без непосредственного участия его супруги! Поэтому неудивительно, что приняв награду на сцене алматинского Дворца республики, израильский режиссер обратился к своей жене:
– Лирон, могла ли ты представить, что фильм, сценарий которого ты написала самолично, получит главный приз на казахстанском кинофестивале? Это удивительно! Когда она рассказала мне эту историю, я сразу понял, что именно таким и станет мой первый игровой фильм – фильм, наполненный нашей любовью.
Лучшим режиссером признан Бенедикт ЭРЛИНГССОН за драматическую ленту “О лошадях и людях”. Его называют одним из самых успешных исландских режиссеров современности. Кто бы мог подумать, что востребованный актер, каким является Бенедикт, снимавшийся у самого Ларса фон ТРИЕРА, будет снимать сливки в виде международных призов уже со своей третьей режиссерской картины!
Сплетение мнений и жанров
Специальный приз жюри достался казахстанскому режиссеру Ермеку ШИНАРБАЕВУ и его романтической драме “Голос степи”. Содействовать же ему в качестве главного героя в местами мистической картине вызвался не кто иной, как сам Жерар ДЕПАРДЬЕ. Шинарбаев поделился со зрителями исключительно приятными впечатлениями от совместной работы с французским мэтром. Ввиду таких обстоятельств не заметить сценарных вкраплений о духовной связи двух городов – Парижа и Астаны – было просто невозможно. Кстати, это далеко не первое участие Депардье в отечественной кинопродукции. Первым в казахстанский кинематограф его “привел” Сергей АЗИМОВ, с тех пор у нас как бы пошла мода на Депардье… Уже обласканный критиками и фестивальными призами российский фильм “Звезда” Анны МЕЛИКЯН получил приз за лучшую женскую роль благодаря актрисе Тинатин ДАЛАКИШВИЛИ. В аналогичной номинации у мужчин выиграл актерский ансамбль грузино-эстонской драмы “Мандарины”. Казахстанский фильм Наримана ТУРЕБАЕВА до этого был показан лишь раз – на кинофестивале в Карловых Варах, и посему наш зритель увидел его “Приключение” впервые. А между тем на “Евразии” лента получила сразу две награды от независимого жюри.
Понятно, что призов на всех не хватило, поэтому, возвращаясь к основной конкурсной программе, хотелось бы отметить задорную “Тусовщицу” (режиссеры Мари АМАШУКЕЛИ, Клер БЮРГЕР и Сэмюэль ТЕЙС). Пожилая хозяйка ночного клуба внезапно решила остепениться и выйти замуж. Естественно, с весьма забавными для себя и зрителей последствиями. Три французских режиссера на весеннем Каннском кинофестивале за этот фильм были удостоены двух почетных наград. На удивление глубокой комедией оказались “Ковбои” хорватского режиссера Томислава МРСИЧА – о группе энтузиастов, решивших поставить театральный спектакль. И все бы ничего, если бы только не полное отсутствие знаний о том, как это делается. Жюри особо отметило актерскую игру, а предсказуемый, но трогательный итог картины заставил пустить слезу особо восприимчивых зрителей. Среди всех дебютов искушенный зритель больше других ждал внеконкурсный фильм “Класс коррекции” Ивана ТВЕРДОВСКОГО. Рискованная тематика, сочетание профессиональных актеров с реальными людьми и многочисленные призы на прошедшем “Кинотавре” только подстегнули интерес публики к данному фильму.
Дружба и интересы
Из года в год организаторы фестиваля пытаются наладить профессиональные связи между Казахстаном и другими странами. И если в прошлом году во время фестиваля проводились внеконкурсные программы, посвященные киргизскому и российскому кино, то сейчас было принято решение познакомить с корейским кинематографом. Поэтому в одном из лучших отелей города состоялось открытие “Дней корейского кино”, был организован “круглый стол”, за которым обсуждались особенности развития тамошнего кинематографа.
Помимо показов картин конкурсной программы члены жюри и гости фестиваля посетили киностудию “Казахфильм”, где смогли познакомиться и с особенностями казахстанского кинопроизводства, и с культурой нашей страны, для чего на территории студии был создан импровизированный этноаул. Отдельным подарком для поклонников творчества признанного мэтра Шакена АЙМАНОВА стало выступление Нуржумана ИХТЫМБАЕВА, Асанали АШИМОВА и Алимгазы РАЙЫНБЕКОВА, которые поделились своими теплыми воспоминаниями о работе на его картинах.
Алматы