Если они подозревают, что им под видом сотрудников банков звонят злоумышленники, они просят разговаривать с ними по-казахски.
В качестве примера СМИ привело историю жительницы города Актау Айнур. Девушка опубликовала диалог с мошенником на своей странице в соцсетях:
«- Здравствуйте, Айнур. Меня зовут Дмитрий. Вы заполнили у нас анкету…
— Сіз кімсіз? Менің номеріміді кім берді сізге? Мен сізді түсінбеймін! (Кто вы? Кто вам дал мой номер? Я вас не понимаю!)
— Можете говорить на русском, мне так удобнее…
— Маған қандай себеппен қоңырау шалдыңыз? Не керек сізге? (По какой причине вы мне позвонили? Что вам нужно?) — продолжила я.
В ответ он бросил трубку».
Среди разных видов мошенничества у жуликов популярнее всего два способа «развода» жертв. Первый – человека уговаривают взять в банке кредит, передав деньги другому. При этом заверяют, что «решат вопрос» с представителями банка через родственников и друзей и выплачивать долг не придется. «Мы гуляем на твои деньги в клубе!»: от кибермошенников в Казахстане спасает только казахский язык
Второй способ – популярные в той же России телефонные мошенничества, когда преступники выуживают у жертв данные для доступа к их счетам или также уговаривают взять кредит на подставное лицо. В этом случае многие мошенники оказываются россиянами или украинцами.
«К нам в Казахстан звонят явно из Украины мошенники. Пользуются каким-то сервисом, при котором мой определитель номера показывает номер телефона человека, который вообще не знает, что его номер кто-то использует. В речи слышен явный запорожский акцент», — пишет в комментариях на портале vc.ru Кирилл Константинович.
Телеграм-канал Finance.kz обнаружил у украинских мошенников уникальный новый вид жульничества: за гонорар они обещают «почистить» данные о кредите в базах банка.
«Работают из Украины, дают номер карты, выданной Monobank'ом… Учитывая, что в Казахстане у них запущена таргетированная реклама, они знают отличие ИНН от ИИН, то мошенники достаточно серьезно подготовились», — отмечает канал.
Российское издание отмечает, что при звонках в Казахстан зарубежные жулики часто попадали впросак из-за незнания казахстанских реалий. С годами они научились выговаривать названия местных банков, освоили деловой сленг, однако по-прежнему их подводит произношение. Самые характерные ошибки: в слове «тенге» вместо звука «е» произносят «э», а звук «о» в именах превращают в «а» («Алжас» вместо «Олжас»). Украинцы и многие русские не различают такие нюансы, а казахстанцы — даже не казахи — улавливают очень хорошо.
«Только что звонил старший специалист службы охраны Халык Банка. Зовут его Жандарбеков Дмитрий. Говорит, что некий Виктор Ахметов, мошенник, взломал мой счет. Хочет снять 90 тысяч тЭнгЭ», — пишет на своей странице в соцсети житель Нур-Султана Илья.
Подписчики ставили хохочущие смайлики и забавные комментарии:
«А ты у него спросил, знает ли он пароль и видит ли ориентир?», «Они настолько тупые?».
«Казақша сөйле!»
Подобные случаи очень радуют казахстанцев: они с удовольствием делятся с друзьями подобными историями.