Возвращение “Бастау” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Возвращение “Бастау”

Возвращение “Бастау”

Впервые за последние два года в офлайн-режиме в Алматы прошел международный киносмотр – IX фестиваль студенческого и дебютного кино “Бастау”. В его конкурсе приняли участие 80 фильмов из более чем 30 стран мира.

  • 10 Декабря 2021
  • 127
Фото - Caravan.kz

Уже на старте он взорвал публику официальной премьерой казахской картины “Зере”, которая с аншлагом прошла в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая.

Дебютная полнометражная картина Даурена Камшибаева, режиссера из Тараза, потрясла как зрителей, так и журналистов, присутствовавших на премьере. Фильм радует глаз каждым кадром, каждой минутой. В нем звучат и по-своему разрешаются серьезные и универсальные вопросы, над которыми задумываются люди разных возрастов, живущие в разных уголках Земли. И при этом нет и намека на то, что его сняли для фестиваля со всеми этими чрезмерно затянутыми планами, паузами, копирующими находки Тарковского, и нарочито чернушным синопсисом.

История, несмотря на свой трагизм, у сценариста Сабины Тусуповой и режиссера вышла светлая, насколько может выйти картина, события которой выстраиваются на фоне похорон главы семейства и дуэли между двумя претендентами на сердце юной особы, подарившей фильму свое имя.

Спойлер: “ружье”, как и положено, здесь стреляет. “Зере” с участием Ольги Ландиной, Берика Айтжанова и Мурата Бисенбина снималась на необитаемом островке озера Балхаш и минувшей осенью была показана на международном кинофестивале в бразильском Сан-Паулу. Режиссер Даурен Камшибаев надеется, что к лету фильм смогут увидеть казахстанские зрители. Он поделился с “КАРАВАНОМ”, что сразу после премьеры в Алматы он вылетел готовиться к новым съемкам: “Я сейчас работаю над двумя картинами параллельно. Первая – о трагических событиях, произошедших в Таразе в 2011 году, когда капитан Байтасов ценой собственной жизни спас десятки людей. О второй пока говорить не могу”.

Но вернемся к “Бастау”. Как заявили организаторы, их основная цель – сотрудничество между молодыми кинематографистами Европы и Азии, поддержка и продвижение их работ. И действительно: в этом году в адрес фестиваля поступило более полутора тысяч заявок.

Киносмотр включал несколько программ, в том числе – фильмы полного метра, документальные и “коротыши”, как называют киношники короткометражные ленты. В рамках последней в конкурсе участвовали и анимационные работы.

Среди допущенных до финала оказались работы кинематографистов Таджикистана и Китая, Кыргызстана и Казахстана, Украины и Ирана, Швейцарии и Индии, Афганистана и России, Малайзии и Узбекистана. В самой главной конкурсной программе Bastau Debuts международное жюри под председательством россиянина Юрия Быкова (режиссер фильмов “Дурак”, “Завод”, “Майор”, сериала “Метод”) присудило главную награду картине “200 метров” (режиссер Амин Найфе), копродукции кинематографистов сразу 5 государств – Палестины, Иордании, Катара, Италии и Швеции. Это история ближневосточной семьи, члены которой проживают в деревнях по соседству, но разделены друг от друга стеной. Картина о том, как путь протяженностью 200 метров превратился в 200-километровую дистанцию, которую отец должен преодолеть ради сына. Фильму достался и приз за лучшую режиссерскую работу.

Постер фильма-победителя

Постер фильма-победителя

А вот лучшую актерскую награду фестиваля совершенно заслуженно увез домой литовский актер Дайнюс Гавенонис, исполнивший главную роль в дебютной полнометражной ленте Татьяны Федоровской “Белый кит”. Лучшей актрисой “Бастау” в этом году стала китаянка Инин Ма за роль в фильме “Кто спит в серебристо-сером” (режиссер Ляо Зихао). Казахстанская картина Алишера Жадигерова “Отау” награждена специальным призом жюри. Осенью фильм представлял нашу страну в основной программе российского “Киношока”. “Отау” рассказывает о парне, который незадолго до того, как уйти в армию, угоняет автомобиль для своего отца, чтобы тот в отсутствие сына смог подзаработать и свести концы с концами.

Короткометражные работы конкурса оценивало жюри во главе с режиссером уже упомянутого “Белого кита” Татьяны Федоровской. Лучшим фильмом здесь признана построенная на реальной истории картина таджикского режиссера Манзарали Шерали “Обуза” – о распаде семьи. Тема не случайная, ведь только за первую половину этого года, по официальным данным, в Таджикистане прекратили свое существование более 6,5 тысячи семей. Лучшей мультипликационной работой стала “Девушка и облако” Шокира Холикова из Узбекистана, а работа нашего соотечественника Нурбола Ерболулы “Түйме” удостоилась специального приза жюри.

Победителем среди документальных фильмов-конкурсантов стала “Земля Ивана” украинца Андрея Лисецкого, а “Лучшим короткометражным неигровым фильмом” названо “Родимое пятно” также украинского режиссера Марии Шевченко. Специального приза жюри конкурса удостоилась работа “Мир Жумагуль” (Казахстан). Лучшей из документальных короткометражек стала “На Шелковом пути” режиссера из Узбекистана Шерзода Назарова. А латышке Эльзе Гауджа жюри присудило специальный приз за фильм “Локдаун”.

Председатель жюри Юрий Быков на закрытии “Бастау” сказал конкурсантам: “Те, кто сегодня не получил призы, имейте в виду, что кино делается не для этого, оно делается только от души и для души. И иногда души зрителей пересекаются с душами режиссеров. Это единственное, ради чего нужно делать кино”.

Приятным сюрпризом для наших кинозрителей фестиваля стал внеконкурсный показ фильма Айжан Касымбек “От” (“Огонь”).

Его премьера состоялась на недавно прошедшем кинофестивале в южнокорейском Пусане. Картина с бюджетом немногим более 30 миллионов тенге успела представить Казахстан и на фестивалях в Германии и Сингапуре, а раскрывшийся в полной мере здесь исполнитель главной роли Тулепберген Байсакалов удостоился за свою работу наград киносмотров в Сочи и Лос-Анджелесе. Вне конкурса в рамках “Бастау” алматинскому зрителю впервые представили и “Коллективный иммунитет”, новую работу 39-летнего жезказганца Адильхана Ержанова, известного фильмами “Хозяева” (2014), “Чума в ауле Каратас” (2016), “Черный, черный человек” (2019) и “Желтая кошка” (2020).

АЛМАТЫ