Сначала деньги, а квартиры как-нибудь потом - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+5 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сначала деньги, а квартиры как-нибудь потом

Сначала деньги, а квартиры как-нибудь потом

Как столичные застройщики обходят механизм защиты дольщиков.

  • 12 Сентября 2014
  • 3596
Фото - Caravan.kz

Квартира в столице, в хорошем районе и, главное, дешево. Причем чуть ли не завтра. Ну как не соблазниться таким предложением? Поговоришь с приятным риэлтором в отделе продаж – и очень хочется, не раздумывая, шагнуть навстречу своему счастью. Однако печальная практика свидетельствует: в таких серьезных вопросах никому не верить на слово, все надо перепроверять.

Договор договору рознь

После массовых скандалов с долевым строительством были ужесточены условия для застройщиков и предусмотрен механизм защиты дольщиков. И все бы было замечательно, если бы закон работал четко. Однако в столице быстро придумали схемы обхода. Средства населения по-прежнему привлекаются, жилье строится, квартиры продаются. И число исков в суды растет.

Никто вам сейчас не предложит подписать договор о долевом участии – слишком неудобен он для строителей. А потому в ход идут, например, предварительные договоры. По ним вы получаете право на… ремонт своей будущей квартиры (вариант с черновой отделкой). Передача квартиры в собственность предполагается когда-нибудь потом, после введения дома в эксплуатацию. Заметьте: договор предварительный, а деньги отдаете уже сейчас. С юридической точки зрения не подкопаешься – человек сам согласился с предложенными условиями.

Еще более распространены договоры инвестирования – по сути, тот же договор о долевом участии, просто слова другие.

При этом никто не уточнит, что, подписывая его, вы лишаетесь защиты, предусмотренной типовым договором, и становитесь просто соинвестором.

Сначала – деньги, квартиры – как-нибудь потом

– Подписание договора об инвестировании – добровольная отдача денег в никуда. Человек при этом сильно рискует, – считает член коллегии адвокатов юрист Бахыт НУГУМАНОВА. – Мало кто интересуется, кому принадлежит земля под объектом. А это очень важный вопрос! Редкий клиент проверяет – есть ли у компании лицензия, разрешение на проектирование, строительство? Разумеется, договоры составлены так, что очень сложно что-то оспаривать.

Люди у нас доверчивые. Думают:  вот документ, деньги заплачены, жилье – мое. И очень удивляются, когда время идет, а квартира в собственность все никак не передается.

– Нужно понимать, что до акта государственной регистрации вы еще не собственник, – предупреждает Бахыт Жаксыгельдиновна.  – Обычный случай: человек заключает договор инвестирования  либо предварительный договор – и приступает к ремонту квартиры до ввода объекта в эксплуатацию, делая при этом перепланировку. Без согласования с застройщиком, без получения разрешения в архитектуре. Потом это становится барьером при передаче квартиры в собственность. Возникают споры по квадратуре, несоответствию техпаспорта и так далее. И тянуться это может месяцами…

Рынок жилья – это минное поле

Словом, сегодня рынок жилья, особенно в столице, где его строится очень много, – минное поле. Мало того, что вам могут предложить договор, составленный исключительно в интересах застройщика. Вы можете и самого застройщика, случись что, не найти. Строительные компании предпочитают между собой и покупателем поставить некоего посредника, а не заключать договоры напрямую.

– Существует много вариантов, порой сомнительных, – рассказывают эксперты Союза защиты потребителей и предпринимателей “Общественный защитник”. – Вот к кому предъявлять претензии, если, например, от имени застройщика договор с вами подписывает некий ЖСК – жилищно-строительный кооператив? Эти кооперативы создают сейчас на многих объектах. Но ЖСК – это общественная организация. Подписывая с ней договор, вы вступаете в этот кооператив и туда же платите деньги. ЖСК потом заключает договор со строительной компанией. И на кого жаловаться будете?

Есть вообще многоступенчатые схемы. Например, строительная компания создает отдельную фирму, которая якобы выкупает все квартиры в доме еще на стадии строительства. И договор с клиентами подписывает именно она. На ее же счет перечисляются деньги. Потом эта фирма переуступает право на квартиру покупателю. Зачем застройщику ходить таким сложным путем? Почему не работать с клиентами напрямую? Чтобы снизить ответственность, свои риски. А значит – увеличить ваши.

За всем этим одно: стремление обойти закон и выйти на не регламентированное им поле. Чем это обернется – покажет время. Сегодняшние иски в суды – пока цветочки, считают защитники прав потребителей.

Льготное счастье по-астанински

До конца года на окраине Астаны столичные власти обещают сдать в эксплуатацию 672 квартиры для молодых семей – два новых жилых комплекса, построенных по программе “Доступное жилье”.

Как известно, эта программа предназначена для молодых семей – тех, кому нет еще 30 и у кого есть маленькие дети. В нынешнем году льготные квадраты подорожали на 10 тысяч тенге, их стоимость от 80 до 142 тысяч тенге за квадратный метр, но спрос есть, и большой. Условия аренды привлекательны – однокомнатная квартира обойдется новоселам в 25 тысяч тенге в месяц. За такую сумму в столице не найдешь даже комнату на глухой окраине.

В ближайшие годы власти обещают возвести более 100 льготных домов.

Но вот насколько качественно построено такое жилье? Не секрет, что крупным компаниям этот сегмент не интересен – уж очень цена низка. В Ассоциации застройщиков Казахстана официально заявляют, что стоимость квадратного метра в столице не должна быть ниже 1 100 долларов.

– Дома возведены из тех же самых материалов, что и любые другие жилые комплексы в Астане. Компании, с которыми мы работаем, прошли тендер, и к их работе у нас нет претензий, – ответил на вопрос “КАРАВАНА” руководитель отдела строительства УС города Астаны Куандык АЙТМАГАНБЕТОВ.

Тогда возникает еще один вопрос: если можно строить качественно и дешево, то почему же столичные застройщики такие цены ломят?