Надежда ГОРОБЕЦ, директор Театра юного зрителя имени Сац:
– Алматы уже с трудом тянет статус культурной столицы. Несколько лет назад, когда работники нашего театра пришли утром на работу, оказалось, что на ступеньках торгуют грязными овощами и мясом. За три года нам удалось отодвинуть рынок лишь на 20 метров. Нам тогда городские власти заявили: это народ потребовал, народу нужен рынок! Тогда, получается, театр не нужен? А если «народ» завтра потребует рынок возле Оперного театра поставить… И что, поставят? Ситуация с отношением к театрам напомнила мне притчу про то, как в одном селе жили кузнец и гончар. Гончар состарился и умер. И тогда кузнецу сказали: делай горшки, они нужнее. С тех пор в селе не было ни гончара, ни кузнеца.
Жуасбек ЕРКИН, директор Государственного театра драмы имени Ауэзова:
– Всем известно, что в этом году Президент в Послании народу Казахстана выделил идею “Мәңгілік ел”. Если вкратце, то в “Мәңгілік ел” должны жить люди образованные, активные и здоровые. Как воспитать таких людей? Это разносторонне развитые люди, которые должны уметь читать, думать, размышлять, вести здоровый образ жизни. И одним из двигателей этого процесса является театр. Поэтому и театры сами должны быть готовы развиваться, использовать все достижения мирового искусства.
Рубен АНДРИАСЯН, художественный руководитель Академического театра драмы имени Лермонтова:
– На мой взгляд, уровень общего театрального поля в Казахстане падает. Областные театры выведены из-под эгиды Минкульта. Мы не знаем, что они делают, какие там кадры. Если раньше театры дрались за каждого выпускника и я знал, что он будет востребован, то сейчас в театры приходят люди с улицы. Это все результат того, что единая культурная политика разбазаривается по интересам акимов. Ходит масса анекдотов о том, какие пьесы родственников того или иного акима идут в том или ином театре. Репертуарная политика выскользнула из рук государства. Судя по всему, такие же поползновения (передача театров из подчинения республике в город. – Прим. ред.) возникают в Алматы. Очень боюсь, что судьба наших областных театров повторится в нашей судьбе, и тогда о театральном пространстве Казахстана речи не будет вообще.