Который учебный год начинается со скандалов: в школах катастрофически не хватает учебников! На прошлой неделе депутат Мажилиса Майра АЙСИНА на пленарном заседании упрекнула Министерство образования и науки в том, что не все школы обеспечивают учащихся книгами.
На брифинге в Астане директор департамента дошкольного и среднего образования и информационных технологий Министерства образования и науки Жаныл ЖОНТАЕВА нехватку учебников в школах страны объяснила… несвоевременной их доставкой местными властями в регионы.
Среди других причин она указала и неправильное прогнозирование местных управлений образования – мол, не смогли сосчитать, сколько детей придет учиться.
В книжных магазинах дежурила полиция
Длиннющие очереди за книгами выстроились в магазинах Атырау. В некоторых торгуют учебниками через решетчатую дверь! Дошло до того, что у магазинов дежурят полицейские.
Как рассказала одна из покупательниц, стоящая в очереди в книжном магазине, у нее пятеро детей ходят в одну школу и каждому выдали всего по 3–4 учебника, остальные нужно покупать. В очереди ей пришлось промаяться 3 часа, а за книги выложить весьма крупную сумму.
Учебниками в Атырау торгуют с середины лета, но ажиотаж возникает именно в начале сентября. Люди не знают, какие учебники выдаст школа, а за какими придется бегать самим.
В управлении образования Атырауской области нехватку учебников объяснили недостаточным финансированием.
Даже за деньги не купишь
В Семее на 340-тысячный город – всего две-три точки, где продаются издания для школы. В первую учебную неделю очередь к магазину “Шакарим” родители школьников занимали с 7 утра.
– Средняя обеспеченность учебниками 76 процентов, – признали в отделе образования г. Семея. – Приобретение учебных изданий осуществляется один раз в четыре года.
Родители готовы сами покупать недостающие книги. Но даже за деньги их порой не достать! Нашему корреспонденту в Семее вторую неделю приходится караулить в магазинах учебники по казахской литературе, физике и рабочую тетрадь по самопознанию для 7-го класса.
Без химии, геометрии, литературы…
В Костанае за учебниками – тоже очереди. Бесплатными комплектами область радует учеников 3-х и 10-х классов.
В льготной ситуации – второклассники и девятиклассники. Тем, кто учился в этих классах в прошлом году, учебники также выдавали бесплатно. Большинство книг перешло по наследству. Но всем всего не хватило – в СШ № 1, например, родителей попросили купить учебники по географии, биологии, черчению, литературе и хрестоматию по литературе.
В шестых родители второй год не могут купить информатику – учебника нет в продаже. Не все учебники есть для пятых и четвертых классов.
Хуже всех приходится одиннадцатиклассникам. Они последние, кто занимается по учебникам старого поколения, которые в торговую сеть Костаная уже не завозятся и, похоже, не издаются. Почти нет их уже и в школьных библиотеках. Третий год эта параллель изворачивается как может.
– Как мы ни старались, – отмечает мама одиннадцатиклассника Александра Сергазинова, – учебный год начинаем без химии, геометрии, литературы.
Сто процентов с “оговоркой”
Когда мы звонили в управление образования Алматы в августе, нас заверили: город стопроцентно обеспечат учебниками. Однако в управлении, видимо, своя шкала процентов. Сейчас выясняется: в одной школе не хватает алгебры для 7-го класса, родителям приходится докупать, в другой – математику выдали, да не ту. Придется покупать книгу, но другого издательства. Еще нужен дорогостоящий учебник по английскому, который стоит не менее 4 300 тенге с учебной тетрадью. Потому что по выданной в школе книге заниматься дети не будут!
Дяди и тети считать не умеют?
Тревожные сигналы по поводу нехватки учебников к нам поступали из разных областей.
И вот что удивительно – каждый год одна и та же картина. Учебники или не выдаются в полном комплекте, или выдаются, да не те. Родители, конечно, готовы и в очередях постоять, и немалую сумму выложить – лишь бы ребенок учился.
Но неужели трудно, наконец, определить, по каким книгам должны заниматься дети, выработать единый стандарт для всех издательств? Неужели взрослым дядям и тетям из Министерства образования трудно посчитать, сколько же стране нужно учебников?
Или, может, им самим в их школьные годы учебника математики не хватило?