Какие учителя, такие и ученики
– О школе у меня самые лучшие воспоминания, – говорит любимец публики фронтмен группы Motor-Roller Ильяс АУТОВ.
– Считаю, что школьное время – один из лучших моментов моей жизни, в первую очередь – благодаря учителям, – убежден артист. – Они не просто проводили уроки ради зарабатывания денег, как сегодня часто бывает. Они вкладывали в нас многое. По крайней мере в нашей школе было так. Учителя нас не просто учили наукам, а чему-то большему: иметь свое мышление, чтобы умели доходить до самой сути, чтобы были самостоятельными в своих суждениях и всегда оставались людьми.
– Помните начальные классы?
– Начальная школа для меня вообще был сплошной праздник, с первого по третий класс. Наверное, потому, что у нас была прекрасная учительница Галина Григорьевна Харитонова. Все вспоминают ее с огромной теплотой. Она замечательный человек и педагог с большой буквы. У нас было активное время, мы постоянно что-то делали, куда-то ездили, она организовывала разные экскурсии, интересные игры. Проводила уроки в интересной манере, заражала своей энергией и любовью. Мы ее очень любили, нам было стыдно плохо учиться и плохо себя вести.
– А каким вас запомнили учителя?
– Неспокойным, однозначно, но и не хулиганом. Хотя в классе 6–7-м стал скатываться, начались какие-то хулиганские дела… Плохая компания. Но вовремя почувствовал, что не мое.
– Уверена, вы были активным учеником!
– Да, а когда научился играть на гитаре, моя активность возросла. Ни одного школьного концерта не пропускал, во всех спектаклях участвовал.
– Какие предметы нравились?
– Меня тянуло к гуманитарным наукам, точные науки плохо давались. Со скрипом учился, но учителя математики, физики и химии хорошо ко мне относились. Им было приятно, что пел на концертах, мне многое прощали. Так что школу окончил хорошо.
– Но все-таки, самый любимый предмет?..
– Каждый год по-разному, литература, история… Читал много всегда, интересовался многим. История хорошо давалась, и то, наверное, благодаря учительнице Евгении Абрамовне. Она ценила, когда мы не только по учебнику учились, а еще находили сами дополнительную информацию из разных источников. Чтобы умели высказывать свои мысли по данному отрезку истории. Она внимательно нас слушала, нас это поднимало в наших же глазах, потому что учительница относилась к нам, как к взрослым, а не как к детям. Она уважала нас. И мы уважали учителей.
– Думаете, сейчас все по-другому?
– У меня самого сейчас дети. Смотрю, как их учат, и многое проигрывает по сравнению с тем, как учили нас и как относились к нам. Может, мне повезло со школой № 16, а может, так было и у всех, кто учился в советское время.
Побег в честь Льва Толстого
Известный в Казахстане дизайнер Татьяна ЦОЙ не любила школу. Там было просто скучно!
– Училась в школе № 54 имени И. В. Панфилова, алматинская школа с физико-математическим уклоном, – рассказывает Татьяна. – У нас были специализированные классы. Попала в класс, где усиленно преподавали физику и математику. Кроме того, в этих классах был такой предмет, как радиотехника. Даже собирала радиоприемник в школе! Но, несмотря на то, что училась в такой школе и закончила технический вуз, меня тянуло к гуманитарным предметам. Уже на выпускном вечере, во время вручения аттестата на сцене, классная руководительница, давая мне напутствие, сказала, что если пойду в модельеры, то страна приобретет в моем лице очень творческую натуру. Практически половине девчонок из класса я рисовала наряды, они шили по моим эскизам. И не только девочки – даже учителя! Так что склонность к творчеству и дизайнерству, видимо, была заложена у меня еще в детстве. И я пришла к этому, но спустя долгие годы.
– В школе вы любили учиться?
– Я ее ненавидела. Почему, даже не могу сказать. Наверное, из-за некой несвободы. Хорошо училась. Но в нашем классе почти половина претендовали на золотую медаль. Это было просто сумасшествие! У нас учились – как мы их тогда называли “заучки”, сейчас о таких говорят “ботаны”. Было скучно, поэтому общалась с ребятами из параллельных классов. Они были более активными, интересовались не только уроками и учебой.
– Интересные случаи из школьной поры можете рассказать?
– Литературу у нас преподавала великолепная Мира Константиновна Неклюдова. Благодаря ей участвовала в разных литературных конкурсах по чтению. Однажды она рассказала нам о Льве Толстом, о том, что он разрешал своим ученикам сбегать с уроков. Все это, конечно, было игрой, но была предоставлена некая свобода. Услышав такую интересную информацию, мы решили поддержать писателя, организовав с моей подругой побег с уроков. К счастью, наша учительница благосклонно к этому отнеслась, наблюдая за нами из окна кабинета. Было смешно!
– У вас двое детей. Строгая ли вы мама по отношению к их учебе?
– Не проявляю суровости. При малейшем насморке или нездоровье не пускаю детей в школу и даю им возможность свободного посещения. Не давлю на них. И такой ненависти, которую я испытывала к школе, они не испытывают!
Повезло с родней
Казахстанский певец Асхат ТАРГЫНОВ до сих пор не может забыть случай, который произошел с ним в пятом классе по вине родного дяди.
– Что же такое с вами случилось?
– В пятом классе у меня было два лучших друга. Шалили мы по полной! Дергали за бантики и косички девочек, сумки отбирали, кидали их. А мой любимый предмет физкультуру преподавал родной дядя. Чтобы нас проучить и наказать за такое хулиганство, он закрыл меня с моими друзьями в темном чулане, где хранятся швабры и прочий хозинвентарь. Закрыть он нас хотел минут на десять, чтобы подумали над своим поведением. А физкультура обычно всегда стояла последним уроком. Так вот, он запер нас и… забыл. Пошел спокойно домой, сидит, кушает и спрашивает у моей мамы, мол, где Асхат. А она говорит испуганно, что я еще домой не пришел. Только тогда дядя вспомнил, что оставил нас в чулане!
– Какие предметы помимо физкультуры еще любили?
– Казахский язык и историю. А вот математику, химию, физику терпеть не мог. Вообще не понимал эти предметы.
– Свой первый класс помните?
– Конечно! Пошел в первый класс в 1987 году. В моем классе училось всего 14 человек, но коллектив получился очень сплоченным. До сих пор помню, как мы дружили – как одна большая семья. Моей учительницей была родственница – жена брата. Может, поэтому мне было все дозволено. Дом же находился рядом со школой. И когда хотел кушать, то просто внаглую вставал и уходил, не спрашивая разрешения. Все надо мной смеялись.
Невеселые опечатки
Актриса Республиканского немецкого театра Галина ТАБАЛА, рассказывая о школьных годах, вспоминает, как не везло ей с письмом.
– Не люблю свои школьные годы, – вспоминает актриса. – Родилась левшой, и перед школой меня переучили в правшу. Страдала таким заболеванием, как дисграфия. Мне тяжело давались изложения, диктанты, сочинения. Могла сделать в тексте из пяти предложений 40–50 ошибок. Таким образом, получалось много забавных слов: “Перт Первый”, “точка срения”. Но когда ты такой один, то совсем не так весело, как окружающим. К счастью, мне везло с учителями! Некоторые из них проявляли терпение и доброту, игнорируя мои “опечатки”. И за изложение, где делала… 70 ошибок, я получала 4 или 5. Поклон им до земли.
– Какие предметы любили?
– Химию и историю.
– Класс дружный у вас был?
– Очень хороший. Благодаря Интернету со многими поддерживаю связь. Кстати, забавно, у девочек из нашего класса такая тенденция сейчас: или трое детей, или один ребенок. У меня – трое деток.