Безопасность труда в Актобе. Нарушение на нарушении - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Безопасность труда в Актобе. Нарушение на нарушении

Безопасность труда в Актобе. Нарушение на нарушении

Актюбинские работодатели не спешат создавать для своих работников условия для безопасного труда. А значит, каждый их выход на работу может стать последним.

  • 12 Сентября 2014
  • 2475
Фото - Caravan.kz

Системный бардак

Об этом говорят прокуроры, проверив крупные предприятия области, которые чаще других оказываются в “лидерах” по травматизму. Организация труда остается неудовлетворительной, эксплуатируется устаревшее оборудование. Контроль со стороны ведомственных служб охраны труда ведется формально. В прошлом году, по данным областной инспекции труда, травмированы на производстве 98 человек, причем 17 – погибли, 67 – получили серьезные травмы. За шесть месяцев этого года 59 человек травмированы, 12 погибли. Но эти данные начальник управления областной прокуратуры Маратбек МИРЗАМУРАТОВ не считает реальными, так как проверка деятельности областной инспекции труда выявила массу нарушений:

– Контролирующий орган относился к своим обязанностям поверхностно и формально. В журналах регистрации несчастных случаев на производстве 2013 и 2014 годов имеются лишь даты поступления сообщений и краткие сведения о работодателе. Сведения о месте происшествия, степени тяжести травмы и другая информация для установления вины работника или работодателя не указаны.

Нарушение на нарушении

В общем – нарушение на нарушении. В ТОО “Батыс спецавтоматика” погиб электрик. В акте расследования указаны лишь нарушения, допущенные им, и ни слова – о нарушениях работодателя, хотя его вина была доказана. Материалы расследований собираются не в полном объеме, практически не ведется учет несчастных случаев. Помощник водителя тепловоза Актюбинской медной компании получил тяжелые травмы, но инспекторы даже не удосужились проверить этот факт и зашевелились лишь спустя полтора года (!), когда сестра пострадавшего подняла шум. В инспекции труда закрывали глаза не только на сообщения о полученных травмах на предприятиях, но и на сведения, поступавшие из медучреждений.

– Нерасследованными и сокрытыми от госучета остались несчастные случаи, происшедшие на заводе неметаллических труб, в ТОО “Союз комплект”, АО “Акбулак”, на Актюбинском заводе ферросплавов и еще в восьми других компаниях, – отмечает Маратбек Мирзамуратов. – О чем можно говорить, если сейчас в суде рассматривается дело в отношении бывшего руководителя инспекции труда? Он обвиняется в получении взятки в 3 000 долларов за уменьшение степени вины работодателя по факту несчастного случая, повлекшего смерть.

По требованию Трудового кодекса руководители медучреждений в два рабочих  дня должны информировать работодателей и местную инспекцию труда о каждом случае травмы на производстве. Но на практике все далеко от совершенства. Скрытых фактов – сотни. В актюбинской железнодорожной больнице в 2013 году зарегистрировано 103 несчастных случая на производстве, а в инспекцию труда направлено сообщение лишь по четырем. В этом году из 16 таких случаев сообщили о четырех. Больница скорой помощи направила 153 сообщения, хотя к ним обратились пострадавшие в 412 случаях. В этом году ситуация мало изменилась. Всего скрыто от учета 375 фактов.

Печальное лидерство “Казхрома”

Теперь о крупных предприятиях региона, работники которых чаще всего получают травмы. Лидируют в черном списке филиалы транснациональной компании “Казхром”. Если в 2013 году на предприятиях АО зафиксировано 10 случаев, то за несколько месяцев нынешнего уже 9 человек получили серьезные травмы, еще один погиб. Маратбек Мирзамуратов назвал причины, из-за которых “Казхром” оказался на “ведущей” позиции:

– На шахтах “Молодежная” и “10-летия независимости Казахстана”, где только в мае было зарегистрировано 3 несчастных случая – один из них со смертельным исходом, выявлены факты подготовки рабочего места без страховочного пояса и ограждения. Имеют место факты эксплуатации оборудования, отработавшего нормативный срок службы, без проведения экспертизы. Из-за этого в 2014 году сошла передняя колесная пара электровоза. Работники подрядной организации ТОО “Шахтбау Казахстан”, в том числе гражданин Германии, получили травмы.

На шахте “Молодежная” более 30 лет эксплуатируются подъемная машина и здание подъемной установки вентиляционного ствола. Такие же установки выявлены и на шахте “10-летия независимости Казахстана”.

Более того, на шахтах не проводили разведочные работы в подземных выработках. Прокуроры считают, что невыполнение этих требований в мае привело к обвалу горной породы. Многочисленные ушибы и переломы получили два работника.

– Наибольшее количество работников в 2014 году пострадало в АО “Казхром”. Из четырех пострадавших работников ТОО “Энергосистема” двое умерли, – говорит начальник отдела департамента по контролю и соцзащите Жанар ЕСЕНГАЛИЕВА. – Мы считаем, что причины роста производственного травматизма связаны с неудовлетворительным обучением на предприятиях правилам безопасности труда.

Актобе