В ночь с 13 на 14 декабря прошлого года в Шардаринском районном филиале Народного банка в Южно-Казахстанской области произошло ограбление. Злоумышленники перерезали решетки на окнах банка, отключили камеры видеонаблюдения и сигнализацию, вскрыли сейфы и похитили 63 миллиона тенге. Отключение сигнализации зафиксировала система внутренней безопасности банковского колл-центра в Алматы, оттуда и сообщили в полицию. Оперативная группа была на месте через несколько минут. Однако похитители успели скрыться. По оценке полицейских, все ограбление заняло не более 14 минут. Судя по всему, налетчики знали все тонкости расположения помещений, особенности видеонаблюдения, были знакомы с банковскими сейфами. Потому у полиции сразу возникла версия о причастности к ограблению кого-то из сотрудников филиала.
Тайник в степи
Вскоре был взят под стражу 27-летний охранник банка.
В марте, спустя три месяца после происшествия, полиция сообщила: задержанный во всем признался. Полицейские показали видеозапись следственного эксперимента, на котором подследственный объясняет, как он оставил окно открытым, как другой соучастник – банковский программист, отключил систему наблюдения. После этого были арестованы еще шесть банковских служащих, в том числе и управляющий районным филиалом.
Куда делись похищенные 63 миллиона тенге, полиция сказать не могла. Вроде бы похитители сложили все деньги в дорожные сумки, которые закопали где-то в степи. Опять проводился следственный эксперимент, на котором вышедшие в степь подозреваемые указывают – мол, зарыли сумки “где-то здесь”. Полиция перекопала несколько гектаров, однако денег так и не нашли.
“Их избивали!”
Между тем родственники задержанных стали высказывать претензии к методам расследования.
– Задержанного охранника и других ребят доставили не в Шардаринский РОВД, а в Казыгуртский РОВД, – отмечают адвокаты и представители задержанных. – Несколько дней их держали без предъявления обвинений, не давали связаться ни с родственниками, ни с адвокатами. В протоколе нет никаких отметок о физическом состояние задержанных.
– Это дает возможность говорить, что к задержанным применялись недопустимые методы допросов с целью получить признательные показания, – считает юрист Конфедерации независимых профсоюзов Жанабек АБИШЕВ.
– Наших детей избивали в полиции! Мы почти месяц не могли добиться с ними встречи, а когда увидели, то просто их не узнали! – говорит мать охранника Улбосын СИДАЕВА.
– Моему мужу выбили три зуба, отбили внутренние органы. Подтвердить это мы смогли, только когда добились проведения независимого медицинского осмотра, – сообщила Жаркынай ЖАСЫМБАЕВА, супруга задержанного охранника.
Родственников поддержали односельчане. Группа поддержки добивалась встречи с руководством областного ДВД, прокуратуры, обращалась в Генпрокуратуру. 13 августа жители Шардары перекрыли мост, соединяющий левый берег с райцентром: требовали освобождения задержанных.
– Никаких других улик, кроме признательных показаний подозреваемых, у полиции нет! – заявляют родственники.
Страсти на мосту разгорались не на шутку. Прокурору и районному акиму далеко не сразу удалось успокоить собравшихся, убеждая их, что подобными действиями такие вопросы не решаются. Тем не менее родственники подозреваемых вновь подали заявление на проведение акции 5 сентября.
Полиция подозревается в пытках
В апреле 2014 года прокуратура Южно-Казахстанской области возбудила уголовное расследование в отношении сотрудников полиции по подозрению в применении пыток. Судебно-медицинская экспертиза показала на запястьях рук подозреваемых следы рубцов от наручников.
– Медэкспертиза проводилась спустя несколько месяцев после задержания и получения признательных показаний, – отмечает директор филиала Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Адиль СЕЙТКАЗИЕВ. – И даже спустя столько времени нашли следы.
– В настоящее время уголовное дело в отношении полицейских приостановлено до получения комплексной независимой мед-экспертизы в Астане, – сообщил адвокат банковских сотрудников Айкынбек БЕКТУРЕЕВ.
Что касается уголовного дела, то оно возвращено на доследование. Подозреваемые под стражей. Похищенные 63 миллиона тенге так и не найдены.
Шымкент