На прошлой неделе в Астане директор Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании Алтынай ЕСКАЛИЕВА сообщила: программа опиоидной заместительной терапии в Казахстане, сейчас реализуемая за счет средств Глобального фонда, показала положительные результаты. Данный вид лечения обходится государству в разы дешевле, чем стационарное, реабилитационное лечение – суточная доза для наркозависимого стоит всего один доллар. И, возможно, такую госпрограмму наша страна примет с 2016 года.
А эксперты кто?
Подобное заявление не могло не вызвать вопросы! Еще в 2011 году комиссия Минздрава, проанализировав пилотный проект в нескольких городах, выявила массу нарушений. А в мае этого года в Темиртау в наркологическом отделении полицейские выявили недостачу 1 635 мг метадона. Против повсеместного внедрения метадона, который до сих пор не зарегистрирован, неоднократно выступали врачи, полицейские, психологи.
Поэтому на следующий же день после обсуждаемого заявления на Международном съезде психиатров, наркологов мы поинтересовались у Алтынай Ескаливой: кто конкретно дал положительную оценку программе в Казахстане?
Вот что она ответила:
– Прошло две экспертные оценки: в 2012 году оценивался период за 2008–2011 годы группой международных экспертов проекта содействия ICAP Колумбийского университета, их отчет доступен в интернет-ресурсах. Вторая оценка дана в 2013 году доктором Сергеем Дворяком, директором украинского Института общественного здравоохранения.
Получается, что оценку заместительной терапии в нашей стране давали люди, которые активно продвигают метадон в других странах! В частности, украинец Сергей Дворяк участвовал в разработке скандальной программы ООН по продвижению метадона, которая предполагала в 2014 году подсадить на наркотик более 50 тысяч казахстанцев!
Можно ли говорить о беспристрастности таких экспертов?
К слову, в 2011 году на руках независимой комиссии Минздрава оказались документы, согласно которым все продвиженцы метадона получают вознаграждения – об этом “Караван” рассказывал подробно в предыдущих материалах. Известно ли об этом Алтынай Ескалиевой?
– На сегодняшний день их нет, – ответила она.
“Поймите, это политика”
Мы решили узнать у психиатров, что же они думают о метадоне и можно ли им вылечить наркоманов?
Как оказалось, не все участники съезда были готовы говорить на эту тему. А специального гостя – главного нарколога России Евгения БРЮНА, выступающего против метадона, организаторы мероприятия тщательно оберегали от вопросов журналистов.
– Поймите, это политика, – выдавил из себя гость, когда мы попросили его прокомментировать внедрение метадона в Казахстане.
Зато врач-психиатр с более чем 50-летним стажем, профессор Галия КУДЬЯРОВА не побоялась выразить свое мнение:
– Метадон приводит к деградации личности раньше, чем другие наркотики. Одновременно происходит разрушение мозга, идут тяжелейшие осложнения болезней печени, желудка. Надо честно признать: он не может быть замещающим средством, его нельзя пропагандировать. Мы – врачи, давшие клятву Гиппократа, должны честно заявить: метадон – зло.
Известный психиатр, профессор, председатель комиссии Корлан САДУАКАСОВА тоже прокомментировала возможное расширение программы:
– Как врач, хотела бы сказать: опиоидно-заместительная терапия метадоном нигде в мире не признана. Нет проведенных исследований, серьезных экспертиз. Нужно изучить все плюсы и минусы, прежде чем внедрять!
Интересно, прислушается ли к мнению светил казахстанской медицины наш Минздрав, прежде чем тратить государственные деньги на наркотики? Или сомнительные оценки продвиженцев метадоновой программы выглядят для чиновников убедительней?
Астана