«Взрослым уже не помочь, а с детьми не все потеряно» - молодой учитель химии из Алматы, покоривший TikTok - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Взрослым уже не помочь, а с детьми не все потеряно» - молодой учитель химии из Алматы, покоривший TikTok

«Взрослым уже не помочь, а с детьми не все потеряно» - молодой учитель химии из Алматы, покоривший TikTok

Сейчас на TikTok-аккаунт учителя химии из Алматы подписаны 930 тысяч человек. 

  • 26 Ноября 2021
  • 35459
Фото - Caravan.kz

Наш сегодняшний герой – молодой учитель химии из Алматы Улан Усенов – воплотил в жизнь креативный симбиоз научного материала и развлекательного контента. Парень начал объяснять школьную программу по химии через японское аниме, стремительно обретя популярность в социальной сети TikTok. Молодой человек работает учителем химии 7 лет. Сейчас на его аккаунт подписаны 930 тысяч человек. Это пользователи из многих стран и самых разных возрастов. 

В интервью медиа-порталу Caravan.kz Улан рассказал о себе и своих увлечениях, о том, как решил стать преподавателем и как зародилась идея совместить, казалось бы, два совершенно полярных направления в популярной современной соцсети. Молодой человек высказался о важности и необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку в процессе обучения и о многом другом.

— Я родился в Талдыкоргане, — рассказал в начале беседы Улан. — Мой отец был афганцем, сейчас его, к сожалению, с нами уже нет. А мама работала в уголовно-исполнительной системе. Также у меня есть старшая родная сестра. Я с детства писал стихи, в школьные годы играл в КВН, увлекался рисованием, а любимым школьным предметом была история – мира и Казахстана.

Преподавателем я стать не мечтал, это не было какой-то четкой, конкретной целью. Изначально я видел себя в режиссуре или журналистике, но грантов по этим специальностям в то время выделялось не так много, и по итогу с этим у меня как-то не срослось. В определенный момент я пришел работать в школу, потому как мне нужно было переждать год перед поступлением в университет в Японии. Появился отличный вариант провести этот год с пользой, побыв ассистентом учителя. И со временем я понял, что нашел истинное призвание – я могу приносить максимальную пользу, ощутимую и реальную. В итоге я отказался от идеи обучения за границей и остался работать в школе.

— Что выступило вашей главной мотивацией в выборе профессии?

— Мотивацией в обучении детей выступили сами дети. Я замечаю, насколько они искренние, добрые, отзывчивые, если просто говорить с ними на одном языке. Они просто добрее и светлее, чем большинство взрослых, с кем мне довелось общаться. У них горят глаза, у них столько возможностей и планов! И им нужно помочь с этим. Поколение становится лучше именно с детей. Взрослым, как мне кажется, уже не помочь. А с детьми не все потеряно.

— Какой вы преподаватель? Есть ли у вас какой-то особенный подход в обучении детей? 

— Мой преподавательский стаж составляет 7 лет, что, считаю, для этой профессии очень мало. На данный момент работаю в частной инновационной школе High Tech Academy, единственной в своем роде в Казахстане, в Центральной Азии и, возможно, даже в СНГ.

Методы преподавания и учебная программа нашей школы строятся на индивидуальном подходе, что мне очень импонирует. Это подразумевает вовлечение каждого ребенка в процесс с учетом его сильных сторон и того, что конкретно он хочет улучшить. Никакого усреднения, никакого вывода на середину. Индивидуальность, оттачивание способностей и развитие тех качеств, которыми обладает каждый отдельно взятый ребенок. Нужно видеть в ребенке человека, личность и не бояться того количества работы, которое потребуется, чтобы узнать каждого. Дети – это не серая масса. Каждый из них уникален и индивидуален. И ты хочешь выстроить процесс таким образом, чтобы привлечь каждого.

В своей работе с детьми я стараюсь создать доверительную атмосферу через юмор, общие интересы, детскую психологию, желание слушать, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и не боялся поднять руку и задать вопрос. Ребенок не должен бояться задать вопрос, если чего-то не знает и не понимает. Без обратной связи процесс обучения невозможен.

— У вас довольно интересный контент и почти миллион подписчиков в TikTok. Расскажите, как вы к этому пришли? Как родилась идея совмещать науку и такую интересную подачу материала? Думали ли вы, что это будет так популярно и так заинтересует публику? 

— Сколько себя помню, я всегда старался заниматься творчеством в свободное время. До активной деятельности в соцсетях я увлекался росписью одежды – разрисовывал джинсовки персонажами аниме. А в марте 2020-го, когда пандемия коснулась Казахстана, меня заинтересовал TikTok.

То, что было популярно в соцсети тогда – танцы, челленджи, пранки, – такое учителю не к лицу. А в конце года я поймал себя на мысли, что пора бы и мне сделать нечто увлекательное: появилась идея совместить то, чем был увлечен я сам, – химию и аниме. Во время дистанционного формата обучения в целом было тяжело удержать внимание детей. Вот я и решил подойти к теме образования с учетом современных реалий. И подошел я к этому основательно, снимал по одному видео в день. За 10 дней зимних каникул на меня подписались 100 тысяч человек. Честно сказать, я был в шоке. Пользователи разглядели, что в развлекательной соцсети можно публиковать образовательный посыл, если найти подход.

Стремительно набирались просмотры, подписчики, комментарии. Можно сказать, начался определенный тренд, что через аниме стали объяснять и другие предметы — физику, математику. Со мной списывались преподаватели из России, узнать, не против ли я заимствования моей идеи. Я был только рад.

— Почему, на ваш взгляд, ваши видео так заходят публике? В чем их главная фишка и как вы нащупали эту нишу?

— Фишка не только в том, что химия объясняется через аниме. Сейчас я вышел за эти рамки и стал объяснять предмет через музыку, через юмор, через скетчи и сюрреалистичные видео, где, например, пробирки и колбы с глазами общаются между собой. Мне кажется, люди с позитивом оценили старания учителя – серьезного человека – и то, что он делает нечто подобное ради детей. По крайней мере, многие комментарии об этом свидетельствуют. Люди оценили идею, что учитель пришел за детьми в TikTok, чтобы им захотелось не только расслабляться, но еще и учиться. Эмоции у подписчиков были только положительные: меня поддерживали, за меня радовались… Мне это лестно. С аудиторией есть коннект, и он взаимный.

— У многих казахстанцев складывается ощущение, которое, возможно, уже стереотипно, что TikTok – это исключительно развлекательный и порой глуповатый контент. Что вы думаете об этом? Ведь вы своей деятельностью, можно сказать, опровергаете этот стереотип…

— Мнение о чем-либо формирует большинство. Я никому не буду с пеной у рта доказывать, что TikTok – это про образование, потому что изначально соцсеть создавалась точно не для этого. Это сейчас администрация TikTok помогает и поддерживает образовательный контент, и это радует. Если кто-то считает, что TikTok – это про танцы, то, возможно, они остались под впечатлением первой волны соцсети. Если кто-то идет тем же путем – пойти в развлекательное с образовательным, то я только «за». Это площадка с большим охватом пользователей, и то, что ты там транслируешь, имеет большое значение. Бесспорно, это хорошо, что администрация соцсети понимает и способствует развитию этой тенденции. Но все же я разбавляю аккаунт и развлекательным контентом, потому что сугубо научные видео смотреть было бы тяжело. Все-таки пользователи приходят в TikTok, чтобы в первую очередь отдохнуть.

— Наверняка ответ на этот вопрос будет интересно узнать читателям, поэтому рискнем его задать: приносит ли доход ваш TikTok-аккаунт? И вообще, насколько в Казахстане развита монетизация контента в этой соцсети?

— На данный момент могу сказать наверняка, что TikTok может приносить деньги, но не в том понимании, которое складывается у людей. Казахстан, Россия, Украина, страны постсоветского пространства… Сама администрация соцсети пока не ввела монетизацию за просмотры. В США это есть, там платформа позволяет это делать в силу территориального охвата. Но эта функция пока не внедрена в русскоязычных регионах. Можно ли зарабатывать в TikTok на просмотрах на данный момент? Нет. Можно ли делать деньги на видео в TikTok? Да. Собственно, так же, как и в Instagram, — на рекламе. Но реклама бывает разной. И TikTok в этом отношении пока еще строг, соцсеть не позволяет делать прямую рекламу. Поэтому при создании рекламы в TikTok нужен очень грамотный продакт-плейсмент. Лично я отказывался от большинства предложений по рекламе, потому как это либо не соответствовало моим принципам, либо в силу каких-то других причин. Но, повторюсь, зарабатывать на рекламе в TikTok можно.

— Вы стали победителем проекта «100 новых лиц Казахстана» и выступали перед Президентом и министрами. Было ли вам приятно, что на вас обратили внимание на столь высоком уровне в нашей стране? 

— Проект «100 новых лиц Казахстана» стал очень интересным этапом в моей жизни. Заявку подала моя супруга и просто поставила меня перед фактом. Все это было очень волнительно, а сам факт победы был для меня очень неожиданным. Даже не думал, что за меня кто-то будет голосовать. И я безмерно рад и благодарен всем, кто меня поддержал. Кроме того, благодаря этому проекту я познакомился с такими удивительными и талантливыми людьми, как Кайсар Табынов, Булбул Картанбаева и Санжар Тайжан, с которыми я до сих пор поддерживаю связь.

— В заключение нашей беседы расскажите о ваших планах на будущее… 

— Продолжать развиваться как специалист, как учитель. Передо мной множество аспектов, над которыми надо работать. В планах – создать свой образовательный ресурс. Благо, есть и время, и возможности, и подходящие люди. Образовательный ресурс будет нацелен на химию, потому что это мой предмет. Было бы хорошо расширить его и до других предметов, но начну пока со своего. Снимать видеоролики продолжу по мере того, как будет время и вдохновение. Благо, тем для этого еще много.

— Какой совет вы можете дать казахстанской молодежи в целом?

— Развиваться. Найти то, что вам нравится, и ежедневно совершенствоваться в этом направлении. Пусть и маленькими шажками. Только в труде и стараниях достигается счастье, а разгульный и бесцельный образ жизни, на мой взгляд, приводит к невежеству и несчастью. Детский возраст крайне нестабилен. И не нужно судить их по нашим прожитым годам. Эти дети совсем другие. Мы не можем однозначно сказать, кому было легче или сложнее. Поэтому давайте будем внимательнее к детям, и не только к своим. Чужих детей не бывает. Будем чуткими, внимательными и добрыми по отношению к ним. Дети такая субстанция: что ты в них заложишь, то ты и получишь. Они – наше будущее, — сказал в заключение беседы Улан Усенов.