– В Киргизии далеко не все понимают, что это совсем не Советский Союз, когда республика жила на дотации из общего бюджета. Не все понимают, что вступление в ТС / ЕАЭС не принесет большинству населения каких-то выгод даже в среднесрочной перспективе. По существу, выбор в пользу евразийской интеграции – это выбор для будущего. Может быть, даже единственно возможный выбор для сохранения своей государственности. Но есть опасность, что трудности ближайших лет резко повернут сегодняшних сторонников интеграции в противоположный лагерь. Еще в 2010 году, пусть и в теневом секторе, но развивалась швейная отрасль. Сейчас объемы производства упали в разы, из “тени” никто не пришел, отрасль в полной стагнации. Похожая ситуация – в сельском хозяйстве. В киргизском варианте парламентской демократии все контролирующие органы государства, по сути, приватизированы и работают отнюдь не для бюджета или тем более перспектив развития.
– Какие выгоды сулит Киргизии Таможенный союз?
– В обозримой перспективе выгоды реально коснутся только трудовой миграции, упростив ее процедуры. Это очень важно, ведь доходы мигрантов – до 40 процентов ВВП Киргизии. Вряд ли при существующем уровне коррупции ТС и ЕАЭС как-то повлияют, скажем, на инвестиционную активность в стране. Если добавить сюда незащищенность бизнеса со стороны государства в целом и инвесторов в частности, то картина получается вполне грустная. Кроме того, не решены пограничные вопросы. Без всяких перспектив на быстрое решение остается ситуация на границе между Киргизией и Узбекистаном – по разным оценкам, это от 50 до 70 спорных участков, около 300 из 1 375 километров границы. Между Киргизией и Таджикистаном не согласовано около 600 километров с еще большим количеством спорных территорий. Зона этих границ вообще существует только за счет контрабанды – начиная от афганских наркотиков и заканчивая российскими ГСМ и китайским ширпотребом. Все это станет проблемами Таможенного союза.
– Почему так плохо выполняется “Дорожная карта” вступления Киргизии в ТС?
– Во-первых, существует сильное проамериканское лобби в правительстве и внешнеполитическом блоке. Во-вторых, киргизская элита увидела в готовности России финансировать переходный период простой источник наживы. Для Казахстана Киргизия важна и нужна как буфер в отношении рисков и угроз на южном направлении. И, естественно, желательна стабильность этого буфера.