Северный Казахстан. Животноводство на грани банкротства - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Северный Казахстан. Животноводство на грани банкротства

Северный Казахстан. Животноводство на грани банкротства

В отчетах северо-казахстанских властей общая картина по животноводству выглядит оптимистично, однако фермеры, взвалившие на свои плечи этот груз, вздыхают: нерентабельно. Но деваться некуда, сверху напирают…

  • 22 Августа 2014
  • 3723
Фото - Caravan.kz

Копилка для зарплаты

Без животноводства нет аула! Разведение скота – это занятость на селе, обеспечение области качественным мясом и племенным крупным рогатым скотом.

Руководитель ТОО “Заградовское” Есильского района Иван ФИСЕНКО жаловаться не привык, говорит, жить можно. У него 1 600 голов казахской белоголовой. Это порода мясного направления. Вес быка может достигать 800–1000, коров – 500–550 килограммов. Заготовкой кормов хозяйство занимается самостоятельно – сено, солому, силос буренки потребляют тысячами тонн. На пастбищах ведь они пастись могут от силы четыре месяца в году, остальные восемь – в стойле.

– Выгоды от продажи мяса нет, хорошо, что не в убытке, – отмечает Иван Фисенко. – Больше чем 850 тенге за килограмм мяса не дают сейчас. Племенные бычки в живом весе стоят 1 100–1 200 за ту же массу. Мы и этому рады! Кое-какая поддержка есть и от государства, но говорить, что животноводство – благодарное занятие, не приходится. Заниматься этим нерентабельно.

В ТОО “Намыс” района Габита Мусрепова только планируют закупить двести голов племенного крупного рогатого скота. Коммерческий директор хозяйства Александр КАСЬЯНЕНКО побывал в Германии и был удивлен, что поросята там набирают за три месяца вес до 90 килограммов! Интересовался, что за волшебную еду потребляют немецкие свинки? Германские животноводы секрета не выдали. Им конкуренты на мировом рынке не нужны. А нам не нужно генномодифицированное мясо.

Тихий ужас

Пенсионер Михаил ФЕДОТОВ, житель села Корнеевка Есильского района к своим расходам и доходом подошел грамотно, но дебет и кредит сошелся со скрипом:

– Выходит, что с одной выращенной свиньи навару только 5 000 тенге. Зерно – дорогое, корм и добавки – тоже. Еще и при сдаче с каждой головы проценты подоходные снимаются. Обдираловка!!! В прошлом году цена на свинину была смехотворной – 450 тенге за килограмм! Из-за мизерной цены на мясо люди просто перестали держать поросят. По району количество поголовья свиней сократилось на 25 процентов, крупного рогатого скота – на 11. Но я без скотины не могу.

Федотов хоть и пенсионер, но привык много работать. В сарае у него три коровы, два теленка и три десятка свиней. За всеми нужен уход и кормление вовремя. А этого как раз не всегда и хватает, каждый год голова кругом идет – где взять?!

 Меж тем о слабой кормовой базе региона в СМИ постоянно говорят специалисты Северо-Казахстанского научно-исследовательского института животноводства и растениеводства. Сокращение кормовых культур на пашне, деградация сенокосов и пастбищ мешают развивать отрасль. Сегодня из общих посевных площадей области, а это более 4 миллионов гектаров, по данным управления сельского хозяйства, на долю кормовых культур приходится всего шесть процентов. Но развитием семеноводческой базы и пересмотром структуры посевов всерьез никто не занимается. Зато на февральском отчете областного акима установки прозвучали самые что ни на есть грандиозные: “увеличить объемы производства животноводческой продукции, повысить генетический потенциал животных, создать экспортный потенциал”. Но вот за счет чего этого добиться? Каковы реальные механизмы провозглашаемого сельхозпрорыва?

Сладкие слова и горькая реальность

Сельский труженик только и делает что гнет спину на тяжелой работе, а взамен получает мизер. Зарплата животноводов во многих деревнях вызывает тихий ужас – 18–25 тысяч тенге. Зато в отчетах властей столько светлых планов. Снова строчки из февральского отчета: “Один из наших приоритетов – качество жизни сельчан. Нам надо максимально активно работать над решением этого вопроса”.

Еще североказахстанские чиновники говорят, что проводят “реализацию мероприятий, направленных на повышение экономического потенциала опорных сел, улучшение демографических и социальных показателей, создание нормальных условий для жизнеобеспечения села”. И как замахиваются: “В 2014 году во исполнение поручения главы государства об обеспечении семипроцентного роста планируем довести по сельскому хозяйству уровень индекса физического объема до 106,6 процента, в том числе продукции растениеводства – 108,9 процента, продукции животноводства – 103,4 процента”. Читаешь эти строки из акиматовского отчета, и стало бы смешно, если бы не было так грустно.

Дождемся ли мы времен, когда люди будут бежать в село на заработки, а не убегать оттуда в город в поисках лучшей жизни?

5 фактов

По официальным данным, на 1 июля 2014 года в Северо-Казахстанской области поголовье крупного рогатого скота составило 390,1 тысячи голов, овец – 451,5 тысячи, лошадей – 130,4 тысячи, свиней – 203,2 тысячи.

За 6 месяцев 2014 года реализация на убой всех видов скота и птицы в живой массе составила 31,9 тысячи тонн, молока – 213,8 тысячи тонн, яиц куриных – 247,5 миллиона штук.

В рамках проекта “Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота” с начала года по области приобретено 2 648 голов.

В “Аграрную кредитную корпорацию” обратилось с заявками 26 агрофирм на сумму 315 миллионов тенге, профинансировано 15 хозяйств на 124,3 миллиона.

Зарплата животноводов во многих деревнях Северного Казахстана – 18–25 тысяч тенге.

Петропавловск