Есть только миг
Родных, кроме отца, у девочки не было, но и его она видела редко. После появления новой жены он стал дальнобойщиком и приезжал домой раз в 2–3 месяца. В школе дела шли всё хуже, зато все домашние обязанности по хозяйству легли на ее хрупкие плечи, и сил ни на что не оставалось.
…Мачеха уехала, в доме пусто, теперь никто ей не помешает. Холодная сталь скользнула по левой руке. “Вот всё и закончилось”. Но внезапно в незакрытую дверь с радостными криками ввалилась Сашка, которая решила порадовать подругу подарком. Увидев жуткую картину, она, не раздумывая, потащила подругу к себе домой. И только немного придя в себя, Наташа рассказала, что на самом деле происходило в семье. Через несколько дней в сельскую школу с лекциями приехали психологи из города. И после занятий Саша подвела подругу к психологу и объяснила проблему. Эта история завершилась хеппи-эндом, Наташе повезло. А сколько случаев, когда жизнь заканчивалась в одно мгновение!
Тесты не врут
Для Казахстана эта страшная статистика по детским и подростковым самоубийствам из года в год практически не уменьшается. Психологи бьют тревогу и утверждают, что суицидальное поведение у детей напрямую связано с психологическими травмами и скрытой депрессией, которые они получают в семье. Но это можно распознать и предотвратить на ранней стадии. Вопрос только в том, как это сделать?
Гульсум БИСИМБАЕВА, психолог Костанайского областного центра психического здоровья, председатель общественного объединения “Юные лидеры Костаная”, и Евгений ЛЮБОВ, доктор медицинских наук, психиатр Московского научно-исследовательского института психиатрии, учили этому школьных психологов в рамках проекта “Центр профилактики суицида среди детей и подростков”, который был поддержан Фондом Первого Президента РК.
– Мы реализовали проект в течение полугода, – рассказала “КАРАВАНУ” Гульсум Бисимбаева. – Для участия в проекте мы пригласили Евгения Любова. Сначала провели обучение психологов школ Костаная: 6 дней, с утра до вечера, они слушали лекции. Конечно, жаль, что в основном это была теория, практики получилось маловато. Но участники остались довольны. В процессе работы мы поняли, что школьные психологи нуждаются в систематическом повышении квалификации.
После проведения тренингов инициатор проекта и московский коллега разработали методичку для школьных психологов на русском и казахском языках. В ней – методы проведения диагностики, рекомендации для родителей и очень надежные тесты, которые помогут психологу выявить депрессивное состояние у ребенка. Теперь эта методичка есть во всех школах Костаная.
– Тесты в ней очень простые, но надежные, и даже непрофессионал в лице родителя может легко ими пользоваться, – добавила психолог. –
Если есть какие-то подозрения у родителей, но нет возможности обратиться к специалисту, они могут просто попросить ребенка нарисовать рисунок по одной из двух тем: “Дом, дерево, человек” или “Я и моя семья”.
А после найти в Интернете полную трактовку, что означает то или иное изображение. И самостоятельно составить картину состояния ребенка.
По словам Гульсум Бисимбаевой, сегодня во многих школах учатся от 600 до 1 000 детей, а психологов – всего 2. Нагрузка на специалистов огромная, и им физически не удается всё успеть. И поэтому сегодня эффективность их работы находится под большим сомнением. Но чем раньше удастся выявить у ребенка предрасположенность, тем быстрее и проще будет вывести его из сложного психологического состояния.
Главное – не упустить момент
– Надо понимать, что суицидальная направленность – на самом деле очень глубокая проблема, – пояснила психолог. – И она тесно взаимосвязана с наркотической направленностью. Формирование наркотической и суицидальной личности происходит с раннего детства, и это можно определить задолго до того момента, когда человек сталкивается с наркотиками или попыткой уйти из жизни. Как распознать, что подросток решил уйти из жизни и нуждается в поддержке
По словам специалиста, суицидальные риски высоки у человека, имеющего скрытую депрессию, развившуюся после психологической травмы. Их ребенок получает в семье и живет в таком состоянии многие годы. Но однажды наступает момент, который становится последней каплей. Это может быть конфликт с учителем или одноклассником, ссора в семье.
И тогда ребенок идет убивать себя или употреблять наркотики. Спросите: какая связь? Наркотики – тот же суицид, но растянутый во времени.
– Сегодня у каждого из нас должна быть суицидальная настороженность, нужно замечать тревожные звоночки и вовремя оказать помощь человеку, – подчеркнула собеседник. – К примеру, у моего сына есть друг Максим, и однажды сын рассказал мне: Максим на странице в соцсетях написал, что жизнь невыносима, он больше так не может и просил убить его. Мальчик он скрытный, в школе никто ничего не замечал, ему было плохо, но он ничего не рассказывал.
Нужна была срочная помощь. Гульсум посоветовала сыну, чтобы его друг нарисовал рисунок “Я и моя семья”, нужно было понять причину происходящего.
Мальчик изобразил мужчину, который уводит от него маму, а себя нарисовал вдали от дома, в котором ему нет места.
После общения с мамой выяснилось, что она второй раз вышла замуж и у мальчика с отчимом сложились плохие отношения. А места в доме для себя он не видел, так как в одной комнате с ним стала жить его двоюродная сестра. Проанализировав ситуацию, мама скорректировала поведение мужа, который перестал критиковать мальчика, сделала ремонт в доме, выделила Максиму отдельную комнату. И всё наладилось.
Акцент на плюсах
Понятно, что воспитание без критики не обходится, но, если критиковать, надо делать это правильно. По мнению психолога, в наших школах процесс воспитания и обучения построен на системе подавления ученика учителем. Когда ребенок сделал что-то неправильно, ему об этом твердят, подчеркивают ошибку, но не объясняют, что он сделал не так. То же самое происходит и в семье. Делается акцент на минусах.
Но наиболее правильный сценарий воспитания используется в еврейских семьях и учебных заведениях. Они делают акцент на плюсах ребенка, на том, что у него хорошо получается.
Таким образом, у ребенка повышается уверенность в себе и своих силах, и он готов преодолевать трудности. Почему бы так не поступать казахстанцам?
– Нужно выстраивать теплые и доверительные отношения, но это в семьях встречается не всегда, – пояснила Гульсум Бисимбаева. – Часто родители сами травмированы в детстве, и они просто не могут и не знают, как выстроить такие взаимоотношения. С ребенком необходимо поддерживать постоянный диалог, доверительную беседу, потому что дети, которые уходят в суицид, не имеют контакта с родителями, остаются одиноки в этом мире. Они не хотят умирать, но эта обстановка давит на них, и они не могут в ней больше оставаться. Ребенок ищет спасения, он просто не хочет жить в этих условиях, поэтому уход из жизни кажется ему оптимальным решением, другого он не видит, и иного никто ему не подсказал.
Психолог отметила: чтобы наладить контакт с ребенком, можно для начала придерживаться самых простых правил, таких как любить своего ребенка, говорить ему об этом и проявлять это в конкретных поступках. Даже если ты устал после работы, спросить, как его дела в школе или детском саду, обнять, погладить по голове, похлопать по плечу. Детям нужен и важен тактильный контакт. Ребенку нужно улыбаться, за что-то похвалить. Тогда он начнет чувствовать, что нужен и важен.
КОСТАНАЙ