Во-первых, в городе не хватает специалистов в туристической сфере. Единственное высшее учебное заведение, которое в Семее готовило специалистов по данному профилю, в этом году закрылось. Менеджеров по туризму выпускает местный колледж, но выпускников не хватает.
Допустим, приезжий решит самостоятельно обойти городские достопримечательности. Но как узнать, какие интересные места есть в городе и как к ним добраться? И тут возникает вторая проблема – первый и последний раз специальные туристические буклеты в Семее выпускались 3 года назад. Да и то путеводителей было напечатано всего 500 (!) экземпляров, а тираж карт достопримечательностей составил 3 тысячи штук. Стоит ли удивляться, что их не найти ни на вокзалах, ни в аэропорту, ни в гостиницах? Как не найти там и сувенирной продукции. Не купить даже банальных магнитов на холодильник с изображением города. Найти их можно только в одном техцентре, о котором не знает даже большинство самих семейчан!
Да и отелей в Семее также недостаточно. Гостиниц не хватает даже для размещения спортсменов из других регионов. К тому же в речном городе нет пляжа, который смог бы привлекать гостей Прииртышья, ведь это же смешно: побывать на самом длинном в мире притоке, на самой большой реке Казахстана – и не искупаться в этих водах.
Но в акимате не это посчитали главной проблемой.
– Наш город является духовно-культурным, историческим центром Казахстана. У нас много памятников. Семей дает возможность прикосновения к истокам национального духа, собственной истории, возвышенной поэзии, изумительных легенд и сказаний, тем самым является городом-музеем. И весь этот уникальный потенциал необходимо использовать в полной мере, – заявил аким Семея Бакытжан БАЙАХМЕТОВ. – Что касается возможностей для дополнительного привлечения туристов, они есть. Уникальность нашего соснового бора можно использовать для развития экологического туризма. Здесь на ежегодной основе можно проводить международные и республиканские событийные мероприятия.
– К примеру, в последнее время набирают популярность соревнования по езде на собачьих упряжках. В Казахстане прошло 5 этапов Кубка мира по езде на собачьих упряжках. В них приняли участие команды из Кыргызстана, Чехии, Нидерландов, России. Каждый год в городах нашей страны проводится, как минимум, 3 таких соревнования. В этом плане Семей также может предложить свои услуги по их организации, – высказал нестандартное решение повысить туристическую привлекательность Семея градоначальник.
Езда между сосен на собаках – не единственный туристический рецепт акима. Глава Семея раздал поручения своим подчиненным, в том числе провести переговоры с приложением “2ГИС”, которое в этом году открылось в Семее, для внесения туда местных туристических маршрутов.
– Это даст возможность гостям и туристам ориентироваться в городе и улучшит посещаемость объектов туризма города, – отметил Бакытжан Байахметов.
Но картографическая компания не сможет построить отели, обустроить пляж, разработать путеводители и туристические карты и обучать специалистов. Между тем еще в 2019 году директор Ассоциации туристов по ВКО Серик ЖУНУСОВ просил провести в городе обучающие семинары по улучшению сервиса и культуры обслуживания туристов.
– Можно пригласить специалистов из Татарстана, там хорошо развито туристическое направление, и по менталитету они близки нам,– предложил Серик Жунусов тогдашнему акиму Семея. – Необходимо обучить сотрудников аэропорта, авто- и железнодорожного вокзалов, администраторов отелей и ресторанов, сотрудников полиции, то есть всех тех, кто контактирует с туристами.
Увы, этого так и не было сделано. В 2020 году на туристическую сферу Семея вообще не было выделено денег из бюджета! Конечно, возможно, пандемия – не самое лучшее время для путешествий. Но тем не менее именно в прошлом году в Восточном Казахстане целенаправленно начали поддерживать проекты по развитию туризма. Но только Семею они были неинтересны. По крайней мере, ни заявок, ни вопросов из исторического центра страны не было.
– Мы начали разработку “Дорожной карты по продвижению туристического бизнеса в ВКО”. По Семею вопросов к нам не поступало, – заявила тогда начальник отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей “Атамекен” по ВКО Инкар АМАНБАЕВА.
И с таким отношением деньги, а также отели, буклеты, пляжи и специалисты не появятся даже после завершения пандемии. Но кто знает, возможно, именно гонки на собачьих упряжках без всяких отелей, пляжей и экскурсоводов превратят город на Иртыше во второй Париж – так, чтобы, сидя на собаке, увидеть Семей и умереть от восторга.
СЕМЕЙ