На вопрос отвечает алматинский врач-педиатр, доктор медицинских наук, профессор Сауле САРСЕНБАЕВА.
– Начнем с того, что лабораторные исследования назначают для точной диагностики заболеваний. И наиболее важными при этом считаются показатели крови, при помощи которых доктор выявляет наличие в организме ребенка воспалений, интоксикации и дефицитных состояний, – рассказывает доктор. – К дефицитным состояниям относятся анемия, недостаток микро- и макроэлементов, таких как кальций, фосфор, калий, железо. Бывает, исследования показывают избыток каких-то веществ, например, глюкозы в крови (при сахарном диабете), наличие известных печеночных ферментов, АЛТ и АСТ (при повреждениях печени). О воспалении же говорит, к примеру, повышенное количество лейкоцитов в крови – лейкоцитоз, нейтрофилов – нейтрофилёз, или ускорение скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Исследования на прокальцитонин, интерлейкин-6, С-реактивный белок стали популярными именно сейчас, в период пандемии. Они являются маркерами тяжелых воспалительных реакций и дают возможность врачу быстро реагировать и корректировать лечение, подключить антибактериальную, иммуномодулирующую, гормональную или противовоспалительную терапию.
– В чем же отличие показателей капиллярной (из пальчика) и венозной (из вены локтевого сгиба) крови? Зачем травмировать ребенка и его родителей забором крови из вены?
– Исследования капиллярной и венозной крови имеют совершенно разное предназначение. Таких нормативов, у кого положено брать капиллярную, а у кого – венозную кровь, нет. Всё регулируется лишь показаниями к обследованию, согласно клиническим протоколам диагностики и лечения заболеваний, допустим, пиелонефрита, бронхита или анемии. В каждом из этих протоколов есть перечень необходимых первоочередных и дополнительных исследований. И, естественно, если в назначении доктора написано “общий анализ крови”, то в лаборатории будут брать капиллярную кровь, из пальца.
А если там значится “биохимический анализ крови”, к примеру, на содержание сывороточного железа, магния, кальция, сывороточного белка, это априори забор из вены. И возрастных разграничений тут нет, будь то груднички или дети постарше.
Почему в конкретной лаборатории предпочли забор крови у ребенка из вены, сказать трудно. Возможно, что параллельно с рекомендацией провести общий анализ крови (ОАК, пробу на который берут из пальчика) врач назначил еще и биохимический анализ крови (из вены). Поэтому, чтобы не травмировать и вену, и пальчик, лаборант сделала один забор венозной крови и дала определение сразу обоим анализам.
Разница велика
– На первый взгляд, забор капиллярной крови из пальца, чаще всего безымянного, кажется более простым, – продолжает доктор Сарсенбаева. – Это только прокол, и не надо искать вену, не надо надевать жгут, чтобы эта вена слегка вздулась и была доступна и узнаваема. Между тем использование капиллярной крови распространено меньше, потому что это менее точный анализ, по сравнению с венным.
При заборе капиллярной крови, когда повреждается наружная ткань, кожа пальца, это приводит к быстрой активации системы свертывания крови.
Кроме того, при проколе межклеточная жидкость смешивается с капиллярной кровью и ведет к образованию микросгустков. А при надавливании пальчика может еще происходить деформация клеток крови, эритроцитов. Всё это, а также контакт крови с воздухом и лабораторным оборудованием влияют на получение некоторых неточностей и дефектного результата. И нам, врачам, будет сложно это интерпретировать. Еще и сам забор капиллярной крови, при котором ее удается взять менее 1 миллилитра, более болезненный, потому что на поверхности наших пальцев большое количество болевых рецепторов. Как узнать, что именно болит у ребенка — детский невролог
При всем при этом капиллярная кровь может заменить пробы венозной крови лишь в немногих случаях: при исследовании общего анализа крови, при скрининге определения глюкозы в крови. (Для уточнения же диагноза сахарный диабет все-таки требуются показатели венозной крови.).
Капиллярную кровь из пальца берут еще у тяжелых больных, если всё тело в ожогах и нет доступа к венам, или при выраженном ожирении, когда трудно найти эти вены. И не всегда возможно взять венозную кровь у недоношенных новорожденных. При этом врач в большей мере будет доверять показателям именно венозной крови, а не капиллярной. Видимо, поэтому ваши читатели и задали такой вопрос. И единственное, в чем тут стоило бы разобраться и проанализировать: почему дети обратившихся к вам родителей нуждаются в таком количестве исследований? С чем это связано?
Почему врачи предпочитают результаты проб венозной крови
– Этому есть и физиологическое объяснение. При биохимическом анализе венозной крови мы определяем гораздо больше параметров. Это иммунограмма (комплексное исследование для оценки состояния иммунной системы), наличие микро- и макроэлементов, продуктов метаболизма, в частности, прокальцитонина (показатель системного воспалительного процесса в организме), С-реактивного белка (уровень которого повышается при инфекции в крови), интерлейкинов (гормоноподобные белки, стимулирующие рост и дифференцировку клеток). Мы можем определить Т- и В-лимфоциты, глобулины, антитела к вирусам (например, к коронавирусу), билирубин при желтухе, АЛТ- и АСТ-ферменты, массу показателей для диагностики почечных, сердечных, печеночных, неврологических заболеваний. То есть венозная кровь дает такое большое количество информации. А вот ее забор, на мой взгляд, как раз таки менее болезненный. Только единичный прокол, и сразу можно взять до 10 миллилитров крови. Тем более что сейчас всё берется одноразовыми шприцами или с помощью специальных вакуумных пробирок и очень быстро.
Как успокоить ребенка перед диагностикой
– Чтобы забор материала на исследование был проведен безболезненно, особенно у малышей и детей доподросткового возраста, конечно же, участие должна принимать его семья, – рекомендует педиатр. – Если мама знает, что идет на сдачу анализа крови, она должна соответственно подготовить ребенка. Может быть, спросить у своего участкового врача, как это лучше сделать, или почитать в Интернете правила подготовки детей, в том числе и психологической, к сдаче крови.
Первый момент.
Мама сама должна быть при этом спокойна. И не накручивать ребенка перед заходом в лабораторию, не угрожать ему: не будешь сидеть спокойно, тебе “отсекут” там палец или что-то в этом роде, как порой делают родители.
Потому что дети, особенно маленькие, очень чувствительны к настроению мамы. Они еще не так давно жили внутриутробной жизнью в одной с ней оболочке, их только недавно отняли от груди. Они близки с мамой, часто спят с ней. И если она боится этой процедуры, то и ребенок тоже будет нервничать и волноваться.
А когда на диагностику вы ведете ребенка уже дошкольного возраста, 5–6 лет, или даже младшего школьного, его не следует пугать. Если он первый раз идет сдавать кровь, объяснить, что будет немного больно. Что и вы, и папа сдавали кровь. Просто надо немного потерпеть, зато, получив нужные результаты, он сможет быстро вылечиться от болезни.
Второй момент. Если вы с маленьким ребенком ожидаете забора крови в очереди, возьмите с собой его любимую игрушку, книжку-раскраску, чтобы он пребывал не в тревожном ожидании перед дверью, за которой слышны крики других детей, и не концентрировался на предстоящем страхе, а внимание его было отвлечено каким-то интересным занятием.
Третий момент. Когда заходите в лабораторию, уточните у врача или медсестры, которая вас встречает, надо ли вам быть рядом с ребенком и держать его на руках. Если он постарше, может быть, достаточно, чтобы малыш зашел сам. Если же одобрили, что мама может быть рядом, значит, зайдите с ребенком, посадите его на колени.
Не одергивайте, если он нервничает, не зажимайте ему руки и колени, пугая еще больше. А успокойте и поговорите с ним.
И хорошо, чтобы ему не с ходу подняли руку, ткнули иглой и забрали кровь, а дали чуточку адаптироваться, прийти в себя, оглядеться, посмотреть, что всё здесь безопасно, что все люди и дети выходят отсюда живые и здоровые. Тогда, думаю, он всё воспримет намного позитивнее.
Если же на руках у вас совсем маленький грудной ребенок, забор проб крови лучше приурочить ко времени предстоящего кормления.
А в момент взятия крови предварительно согрейте его ручки, подержите их, помассируйте, чтобы они были теплые, особенно, если вы зашли с холода, с улицы. С одной стороны – это согреет малыша, с другой – будет ему психологической поддержкой. И процедура пройдет у ребенка более щадящим образом. В момент забора крови возьмите его максимально комфортно, как обычно держите во время кормления. Не трясите его, не дергайте и не переворачивайте. Дайте возможность лаборанту взять его ручку, когда малыш прижат к вам. Тогда всё у вас пройдет благополучно.
А родителям надо понять, что забор крови из вены вовсе не является мучением. Это происходит чаще всего, когда ребенок уже изначально, заходя в лабораторию, возбужден и наэлектризован. К сожалению, часто причина именно в родителях. Ведь каждый ребенок перед такой диагностикой должен проходить предварительную короткую психологическую подготовку дома. Не просто взяли, вырвали его из теплой постели и пинками подгоняли к машине или бежали с ним к автобусу. Такое, к сожалению, нередко мне приходится наблюдать со стороны. Тогда, естественно, на диагностику он придет уже полностью дезориентированный и негативно настроенный.
Да, действительно, 80 процентов детей боятся и заходят в лабораторию с опаской. Но они себя ведут спокойно, если спокойны их родители. Дети – это наша проекция. Как мы настроены, как чувствуем себя, так ведут себя и они.
АЛМАТЫ