Но пока одни подсчитывают убытки от санкций, другие готовятся заполнить опустевшие ниши своим товаром.
Что дает эта ситуация Казахстану – шанс разбогатеть и поднять производство или вероятность разориться, поскольку цены вырастут?
Список стран, против которых вводятся санкции, вызывает уважение: США, Канада, Австралия, страны Европы, Прибалтики ну и собственно Украина.
А сумма их остановленного экспорта – желание заработать. По предварительным данным, общий объем продовольственного экспорта в Россию только из ЕС в 2013 году составил около 11,8 миллиарда евро. Под запрет попадает почти 40 процентов от этого объема – это 4,5 миллиарда евро только за первый год. Аналитики Raiffeisen Research считают, что в будущем убытки Европы могут составить 10–12 миллиардов долларов в год.
Но что еще хуже – Европа может потерять этот рынок навсегда. Москва уже определила список новых поставщиков. В него попали Узбекистан, Азербайджан, Китай и Турция с овощами и фруктами, Новая Зеландия с молочными продуктами, страны Африки с цитрусовыми, Южная Америка с говядиной, Япония и Чили с поставками морепродуктов.
Правда, по данным российских компаний, многие предприятия из “альтернативных стран” уже начали поднимать цены на свою продукцию – чилийская рыба, например, тут же подорожала на 15 процентов. Если так же поступят и другие продавцы, то рост цен в России неизбежен. А это может сказаться и на рынках ее партнеров по Таможенному союзу – Беларуси и Казахстана.
Кстати, Казахстана в списке новых поставщиков почему-то нет. Как, впрочем, и Беларуси. Хотя и у нас, и у них, узнав про российские антисанкции, тут же заговорили о том, какие уникальные возможности мы получаем. Два года существует Таможенный союз, но практической пользы от него для нашей экономики нет. Огромный российский рынок, который апологеты Таможенного союза обещали казахстанским предпринимателям, на деле был для нас закрыт. Теперь же – вот они, свободные ниши! Огромная страна будет нуждаться в продуктах питания – почему бы нашим фермерам и не накормить Россию?
Однако, как выяснилось, кормить соседей нам нечем. Самим не хватает!
Станут ли российские санкции благом для развития нашего рынка или аукнутся нам пустыми прилавками? Мы рассмотрели с экспертами три возможных сценария.
Новый рынок – бизнес попрет!
Самый благоприятный вариант развития событий: ниши на российском рынке смогут занять производители продукции из Казахстана. Тут впору потирать руки нашим бизнесменам. Ведь главным тормозом развития производства пищевой промышленности они не раз называли именно небольшой рынок сбыта и высокую конкуренцию с западными производителями. И вот, как говорится, все карты в руки!
Но радужные перспективы меркнут, как только пытаешься разобраться в цифрах статистики. А они говорят: за последний год мы стали меньше экспортировать товаров в Россию. Так, на май 2014 года экспорт соседу составил 2 662 309,8 тысячи долларов, при этом меньше трети из этой суммы – продажа продовольствия. А вот импорт из России в Казахстан составил 6 581 984,7 тысячи долларов. В общем, пока это они заваливают нас своими товарами. И в то, что за считанные месяцы мы из импортозависимой страны превратимся в мощного поставщика, верится с трудом.
Будем кормить соседа, отдавая последнее?
А вот пессимистичный сценарий. Может ли сложиться так, что товары из Казахстана, которых не хватает нам для перекрытия даже собственных нужд, ринутся на рынок России?
Вполне. Причин для этого может быть несколько. От политических – поддержка партнера по Таможенному союзу, до экономических – элементарная выгода для наших производителей. Отток товаров из Казахстана может вызвать и удорожание продуктов, как известно, дефицит всегда меняет ценники на прилавках. Хотя вероятность такого сценария очень мала, ведь на рынок России наметились сразу несколько стран, флагманом экономики которых является именно продовольственная отрасль. Они могут закидать помидорами и не такие огромные рынки.
Станем “офшорной зоной” для импорта?
А вот сценарий для любителей авантюрных сюжетов. Может ли ввод санкций превратить Казахстан в офшорную зону для импорта? Потекут ли через нас европейские товары рекой и сможем ли мы на этом подзаработать? Этот вопрос мы задали главе Ассоциации брокеров РК Геннадию ШЕСТАКОВУ.
По его словам, задолго до введения санкций в Казахстан приезжали российские бизнесмены, изучали возможности поставки товаров через нашу страну.
Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил: санкции России никак не затрагивают страны – участницы Таможенного союза. Белорусский президент Александр ЛУКАШЕНКО тоже не собирается поддерживать запрет на импорт продуктов питания из стран Европейского союза.
Немудрено, что в такой ситуации реэкспорт – то есть либо переработка импортных продуктов, либо просто переклеивание этикеток – станет доходным бизнесом. Но эксперты поговаривают, что и здесь казахстанцы едва ли смогут урвать большой куш. Крупные российские компании, чей бизнес завязан на импорте продовольствия, просто передислоцируются в Казахстан, поменяв московские офисы на астанинские.
Что можем предложить?
Какие продовольственные ниши мы могли бы занять? Глядя на цифры статистики, понимаешь, что мы не можем прокормить даже самих себя.
Мясо
За пять месяцев этого года в Казахстане было произведено 311 708,4 тонны мяса. На экспорт вывезено всего 2 175,5 тонны. А вот завезено в страну 46 868 тонн. Так что говорить об огромном экспортном потенциале нашего мясного производства не приходится.
Молоко
Казахстанские потребители приобрели за пять месяцев этого года 192 965 тонн молока. Из этого количества местного – 189 512 тонн. Импорт составил 14 621 тонну, а на экспорт наши предприятия отправили всего 11 167 тонн этого продукта. Получается, себя мы вроде обеспечиваем, а вот на продажу почти не остается.
Фрукты-овощи
Вот здесь самая печальная ситуация. По большинству овощных позиций мы импортозависимы. Капусту мы завозим, перец, огурцы, баклажаны, помидоры, морковь, чеснок тоже едут на дастарханы из-за границы. Единственный экспортный овощ – лук, за пять месяцев этого года было вывезено из страны чуть меньше двух с половиной тонн.
Комментарий для “КАРАВАНА”
Это шанс, но не для нас!
Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана:
– Гипотетически есть шанс воспользоваться ситуацией с введением санкций на импорт и поставлять в Россию товары. Но реально не так уж и много на самом деле товаров, которые мы можем предложить. У нас собственный рынок не насыщен, до 60 процентов составляет импорт.
Что касается реэкспорта, то вряд ли союзники позволят это делать. Не такие они наивные.
Усть-Каменогорск
Санкции в помощь
В Восточном Казахстане эксперты прогнозируют рост цен на молочную линейку и плодоовощную продукцию.
Регион импортирует сыр, масло, ультрапастеризованное молоко, колбасы, крупы, консервы, кондитерские изделия. Сегмент настолько чувствительный, что любые колебания сразу аукаются изменением цен. Сократились продажи украинского недорогого сыра – его заместил российский и казахстанский товар, правда, более дорогой.
– Стало больше сыров местных молокозаводов, появились сыр и масло из Павлодарской, Южно-Казахстанской областей. Но цены выше на 15–30 процентов, – рассказали продавцы социального рынка “Жардем” в Усть-Каменогорске.
По мнению местных переработчиков, кремлевские антисанкции – долгожданная мера поддержки российских производителей и по касательной помогут и казахстанцам.
– Все происходящее на российском рынке касается нас, только с местной спецификой, – высказал мнение глава корпорации “Восток-Молоко” Сейлжан САЙЛАУБАЕВ. Возможно, сейчас ситуация заставит повернуться лицом к переработчикам.
– В связи с санкциями импорт из России будет ограничен, по молочному ряду – значительно, – дала прогноз бывший зампредседателя правления социально-предпринимательской корпорации “Ертис” Вера СУХОРУКОВА. – Также будет давление на рынок плодоовощной продукции. Фермеры постараются вывезти урожай в Россию. Там цены выше. У производителей на первом месте все-таки экономика. Поэтому рост цен неизбежен.
Шымкент
Потенциал у нас невелик
В Южном Казахстане российских бизнесменов интересуют поставки овощей, фруктов и других продуктов, которые Москва отказалась закупать в Европе.
Уже у 45 российских дистрибьюторских компаний имеются контракты и договоренности с сельхозпроизводителями ЮКО, отметил для “Каравана” директор региональной палаты предпринимателей ЮКО Женисбек ДУЛАТОВ.
– Но продовольственный потенциал региона невелик. Мы едва успеваем закрыть собственные нужды по области и республике. Многие товары, в том числе мясо-молочные, нам самим приходится импортировать, – говорит он.
Зато интерес к продукции, поставляемой из Узбекистана, Таджикистана и Ирана, дает возможность создавать систему логистики – овощехранилищ, предприятий по переработке овощей и фруктов, упаковки, сортировки.
– Возможно, сейчас некоторые перекупщики создадут ажиотаж, взвинчивая цены. Это может отразиться ростом цен на овощи и фрукты на внутреннем рынке, – считает Ж. Дулатов.
Уральск
Кто скупает весь товар?
В эти дни торговцы оптового рынка “Алтын Алма” в Уральске наблюдают наплыв покупателей из России.
С утра на парковке у рынка стоят автомобили с российскими номерами из приграничных Самарской, Оренбургской и Саратовской областей. Соседи скупают водку, печенье, конфеты, колбасы – по их словам, эти товары у нас дешевле и качество лучше. Но вот что странно – на других розничных центральных рынках нашествия иностранных покупателей не наблюдается и вопрос о россиянах, скупающих продукты питания, вызывает лишь улыбку у продавцов. Дело в том, что Западно-Казахстанская область граничит сразу с 5 регионами России, и они представлены на полках много лучше, чем производители из Казахстана.
Павлодар
Окорочка не пройдут!
В ряде павлодарских магазинов за последние дни выросла цена на окорочка – в среднем на 60 тенге за 1 кг. Куриные грудки подорожали еще до санкций. По словам продавцов, розничные цены выросли из-за роста оптовых.
Между тем 20 тонн мяса птицы, произведенного в США, обнаружили специалисты госветнадзора Омской области России в грузовом автомобиле, приехавшем из Павлодарской области. Владелец груза намеревался продать мясо в Омске.
– Владелец привлечен к административной ответственности, груз решено вернуть в Казахстан, – сообщает госветнадзор.