Рейтинг подготовлен Центром социальных и политических исследований “Стратегия” и составлен на основе опроса 30 экспертов из разных сфер деятельности.
Как это делается
Работа первых лиц регионов оценивалась по 5 критериям: “Удовлетворенность населения работой акима”, “Управление экономической и внутриполитической ситуацией в регионе”, “Информационная открытость (в том числе – в социальных сетях)” и “Перспективность акима как политика”. При этом наивысшей оценкой считается 7 баллов.
И местные эксперты, и опрошенные жители области считают действующего акима области поднаторевшим в решении экономических проблем хозяйственником, а сторонние эксперты, согласно материалам исследования, больше интересуются вопросами: кто, как и сколько времени будет отрабатывать инвестиции в строительные мегапроекты Туркестана? В 4 из 5 критериев Умирзак Шукеев занял 1-е место и лишь в публичной сфере, в части “Информационной открытости”, получил 3,82 балла, заняв 4-е место. Но об этом чуть позже.
В чем сила, брат?
Наивысшей оценки среди акимов – 4,41 балла – Умирзак Шукеев удостоился в “Рейтинге акимов с точки зрения перспективности”. Солидные 4,38 балла аким области заработал в параметре “Управление внутриполитической ситуацией”.
– Разве можно сравнивать Туркестан 5 лет назад и сейчас? Раньше по улицам – пыль столбом. Сейчас строят дороги, прокладывают тротуары и велодорожки, возводят спортивные комплексы и даже бассейны. Скверы разбивают, высаживают сады, бурят скважины для полива, прокладывают капельное орошение. Есть работа, только не хватает профессионалов своего дела, – делится впечатлениями и проблемами развития региона председатель правления консорциума “Иассы” Умбет ЖУСИПБАЕВ.
И в такой, сугубо экономической, номинации, как “рейтинг акимов, с точки зрения управления экономической ситуацией в регионе” 1-е место (4,09 балла) выглядит трудовым и честно заработанным.
На начало 2019 года в 5 южных районах было всего 52 процента автодорог в удовлетворительном состоянии. Водители знают, что такое “удовлетворительно” в отношении дорог. Это значит – проехать условно можно и не более.
– За год мы довели долю автодорог в хорошем состоянии до 90 процентов. Это автодороги всех категорий. От республиканских до внутрипоселковых, – считает аким Шукеев.
Информационная открытость
Этот критерий оценки деятельности руководителя, на мой взгляд, очень неоднозначный. Что стоит во главе угла? Количество публичных выступлений? Конкретика ответов? Интонация? “Сидение” в соцсетях? А оно нужно? И когда в таком случае работать? Прав был российский автор и исполнитель Семен Слепаков, задаваясь в песне вопросом: “Я не знаю, есть ли на свете Бог. Я не знаю, зачем Медведеву блог” (тогда Д. Медведев занимал пост президента РФ).
Вместе с тем примером достаточно быстрой и болезненной реакции акима могла бы послужить ситуация с публикацией пользователем Чингизом Лепсибаевым в соцсетях поста и фотоснимка “Керуен-сарая” стоимостью 87 миллиардов тенге с поврежденной обшивкой, на котором виден пенопласт.
Автор критически высказался о качестве строительства и используемых материалах. Элитные подарки, пропаганда и аренда лошадей: куда уходят миллионы тенге в самом финансируемом регионе Казахстана
– Некоторые блогеры, как дети малые, увидят что-то, тут же разнесут по всем частям, но вместе с тем они разносят некомпетентность. Длина “Керуен-сарая” составляет почти километр. Я каждый день ходил здесь, он весь состоит из железобетона, арматуры. Здесь всё построено с большим запасом прочности, несмотря на то, что сейсмичность в этом регионе незначительная. Используются самые разные отделочные стеновые материалы. И вот тот материал, который блогер увидел и предположил, что весь “Керуен-сарай” из этого построен – это обычный материал. Если бы он что-то понимал в строительстве, он бы такое не писал, – высказался глава региона на пресс-конференции.
Почем искусство для народа
Впрочем, можно предположить, что вызывающие недовольство Умирзака Шукеева публикации в соцсетях – далеко не последние, и, вероятно, будет ответная реакция, если глава области стремится улучшить показатели в части публичной активности. 9 октября в Туркестанском музыкально-драматическом театре состоялась премьера спектакля “Бөрте” драматурга Дулата Исабекова. На первую постановку собрались ценители искусства со всей республики. Отметился посещением спектакля и Умирзак Шукеев. Для премьерного показа были приглашены режиссер-постановщик Давиде Ливермор и режиссер Карло Шаккалуга, звездный состав исполнителей.
И практически сразу появилась публикация в Telegram-канале “Protenge”.
“246,7 млн тенге потратят на спектакль “Бөрте” в Туркестане. Из них, судя по смете, 40,2 млн тенге пойдут на 16 костюмов для артистов (один костюм стоит 600−650 тыс. тенге), 16 головных уборов по 200 тыс. тенге, проезд и проживание постановочной группы, а также на декорации. Куда потратят остальные 206,5 млн тенге – непонятно. Смета и техспецификация почему-то не опубликованы. Не слишком ли дорогой спектакль для региона, где до сих пор в школах нет современных туалетов?” – вопрошает автор публикации. Вопрос на засыпку.
Будет ли глава области отвечать на поставленные пользователями соцсетей вопросы – увидим. Но хотелось бы вспомнить, что в 2007 году Умирзак Шукеев, будучи акимом тогда еще Южно-Казахстанской области, стал главной действующей силой в организации Международного фестиваля джазовой музыки “Южная ночь” в Шымкенте. На фестиваль съехались известнейшие исполнители из Казахстана, России, Украины, Молдовы, Узбекистана и США. На одной сцене выступали звезды мировой величины: прославленный российский саксофонист Игорь Бутман со своим квартетом и американка Синтия Скотт, представители самых разных стилей – от классического афроамериканского до современного рок- и этно-джаза. Стоимость праздника в Шымкенте организатор – акимат области – держал в тайне. Музыканты шутили, что не дороже денег. И присовокупляли: на джазе денег не заработаешь. Прошло почти 1,5 десятка лет, но фестивальные выступления до сих пор в памяти шымкентцев. А потраченные деньги – да кто же их считает?
Шымкент