– На следующий день после селя мы, трое родителей, добрались до лагеря уже в темноте. Ехали, чтобы забрать ребенка, – сезон закончился. А вместо этого пришлось участвовать в спасательной операции. Директор лагеря сказал, что еды у них хватает, вода есть. Нет только света, потому что сель снес около трех километров проводов линии электропередачи вместе со столбами.
– Детям было страшно?
– Они даже не поняли, насколько все опасно. Воспитатели развлекали ребят, проводили веселые игры, чтобы не было паники. И почти никто из детей не понял, что они отрезаны от остального мира. Хотя гул и грохот селя слышали. Особенно оберегали малышей 5–7 лет, которых в лагере было 60–70 человек.
Пробирались тропами
– Дорогу сель уничтожил. Как вы добирались до лагеря?
– Пробирались тропами. В районе неработающего лагеря “Радуга”, примерно тремя километрами ниже “Спутника”, где был камнепад, дорогу завалило на высоту трех метров. А в одном месте следы грязевого потока видели на высоте 20–30 метров от дна ущелья, рядом с тропой, по которой шли. Это значит, до такого уровня захлестывала волна селя!
– В тех местах люди жили. Их предупредили?
– Нам рассказали, что чеэсники эвакуировали стариков из жилых домов, стоявших там. Одну бабушку лет под 80 доставили в лагерь “Спутник”, поскольку уже не успевали вывезти вниз. Сотрудников лагеря предупредили, чтобы детей собрали в верхних корпусах, подальше от ущелья.
Спасатели в роли… такси
– Как проходила эвакуация детей?
– На следующее утро директор лагеря принял решение спустить детей в город. В 7 утра их накормили, и в 8 начали спуск. С собой брали только документы, мобильники и рюкзачки за спиной, чтобы руки были свободны. От самого лагеря несколько сотен метров еще была дорога, а дальше идти пришлось по отвесным склонам. На опасных участках с большим уклоном натягивали веревки, чтобы дети за них держались. Те, кто постарше, хватались за ветки, за траву, а малышей на опасных участках приходилось ловить руками! Самые опасные 3–4 километра пути мы шли около трех часов.
– Спасатели вам не помогали?
– Во время эвакуации детей мы практически не видели сотрудников ДЧС. Хотя они были очень нужны. Можно же было направить туда 20–30 человек из спасотряда со страховочным снаряжением или хотя бы с веревками! Но ДЧС там выступил только в роли такси, когда мы детей спустили к дороге, они на внедорожниках перевезли детей к автобусам, стоявшим за плотиной.
Алматинская область